Медики уверены, что от организации рабочего места школьника во многом зависит и здоровье ребенка, и качество выполненного им домашнего задания.

Годы учебы только усугубляют проблемы со зрением у детей, поэтому одно из основных условий работы за письменным столом — оптимальный режим естественного и искусственного освещения. Стол нужно расположить так, чтобы дневной свет падал слева: ребенок, когда пишет, не должен рукой заслонять свет, иначе рабочая зона окажется в тени. Хотя в этом правиле есть и исключения. Относится «левое» освещение только к правшам. Если же ребенок — левша, то источник света, наоборот, должен находиться справа от него. То же касается и искусственного освещения — расположения настольной лампы. Чтобы не испортить зрение ребенка, допускается минимальная мощность ламп накаливания — 60 ватт. «Самые обычные лампы накаливания на рабочем месте школьника более физиологичны, — считает заведующий отделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны детей и подростков АМН Украины Георгий Даниленко, — потому что они создают более теплый уютный свет. Если ребенку, например, приходится много рисовать — предпочтительнее люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы лучше передают световой поток, их свет ближе к дневному, и он не искажает «натуральный» цвет. В школе мы рекомендуем именно их. Что же касается домашнего освещения, ребенок может сам определить, какой свет ему больше нравится».
Врачи утверждают, что среди харьковских школьников до 60% имеют нарушения костно-мышечной системы. И все потому, что корпеть над книжками им приходится «вкривь и вкось». Поэтому правильный подбор мебели очень важен. Георгий Даниленко категорически против того, чтобы дети сидели на табуретах, и очень рекомендует эргономические кресла, конструкция которых дает возможность опираться о спинку. Очень важно, чтобы спина имела фиксированную опору на уровне лопаток. Для того чтобы избежать проблем с осанкой, нужно подобрать и соответствующий росту ребенка письменный стол.
Вообще же все предметы, которыми будет пользоваться школьник, — настольную лампу, тетради, учебники, ручки, карандаши, Георгий Николаевич советует расположить так, чтобы они, с одной стороны, не мешали работать, а с другой находились в зоне оптимальной досягаемости — на расстоянии вытянутой руки. Чтобы ребенок не сидел за столом скорчившись и не отвлекался без конца на «детали», нужно проследить за тем, чтобы на столе лежало только то, что необходимо для конкретной работы. Занятия на «пятачке», расчищенном от кучи хлама, чреваты нарушениями осанки, не говоря уже о невыполнении домашнего задания.
Рабочая зона и зона отдыха должны отличаться друг от друга. В рабочей зоне должно быть гораздо меньше раздражителей, которые смогли бы отвлечь всегда готового отлынивать от уроков непоседу. Нельзя, например, чтобы часы стояли перед носом у школьника, но и нельзя, чтобы они были совершенно не видны. Ребенок должен видеть их только боковым зрением, потому что часы могут его раздражать — и назойливым тиканьем, и бесконечно движущейся на циферблате стрелкой.
Что касается всевозможных плакатов, которыми так любят разно-образить свой быт дети, то подросткам, считает Георгий Николаевич, определенные раздражители даже нужны.
С точки зрения эмоционального воздействия хороши всевозможные «успокоительные» неброские пейзажи, натюрморты, которые могут быть полезны для того, чтобы ненадолго переключиться с работы на отдых. Мало того, должна быть и возможность менять цветовую гамму. Причем картинки желательно менять каждые два-три месяца, но категорически навязывать ребенку их «тематику» не стоит. Яркие, богатые красками «раздражители» лучше расположить в нерабочей части комнаты, чтобы они не отвлекали от учебы. Хотя и в зоне отдыха лучше избегать плакатов с элементами агрессии, насилия или эротики.