Оглядываясь в недалекое прошлое, вспоминается эпоха тотального дефицита в стране, длинные очереди людей, объединенных единой целью, пустые прилавки. В сегодняшнем дне с его внешним изобилием проблема дефицита перестала существовать. Но нам по-прежнему катастрофически не хватает многого.
«Денег!», — скажете вы и будете по-своему правы. А еще мы испытываем острую нехватку и дефицит смешного в нашей жизни.
Телевидение прессует далеко не смешными новостями, детективные истории изобилуют насилием и кровищей. В реальной же жизни нам чаще всего улыбаются, когда хотят что-нибудь продать или «всучить по-скорому». Дежурные улыбки Запада — это тоже не наш славянский путь. Потребность же такой эстетической категории, как смешное, есть необходимость человеческой души. Ничто не делает людей такими серьезными, как преумножение собственного капитала. А что, если на серьезную проблему денег взглянуть сквозь призму смешного? В этом случае можно узнать много нового и любопытного о самих себе.
Нет ли лишнего билетика?
Именно этот путь избрал творческий коллектив Харьковского драматического театра им. Пушкина, подарив городу еще один новый спектакль «Эти смешные деньги» по комедии английского драматурга Рэя Куни. Этот автор уже хорошо знаком нашему зрителю по комедиям «Номер тринадцатый», «Слишком женатый таксист», «Папа в паутине». И вот снова премьера в постановке бессменного художественного руководителя, народного артиста Украины А.С. Барсегяна. Подарок пришелся харьковчанам по душе. В течение трех дней премьеры, с 23 по 25 ноября, в зале не было ни одного свободного места, а «лишний билетик», спрашивали еще от Макдоналдса на Пушкинской. Такие приметы времени радуют.
Вообразите себе следующую ситуацию: вы, возвращаясь домой после рутинного трудового дня, в метро открываете собственную сумку или, предположим, дипломат. И — о ужас! К своему громадному изумлению обнаруживаете там немалую сумму денег, а вернее, деньжищ! Заметьте, чужих, вами не заработанных, а вернее, никогда не заработанных бы даже за несколько жизней. Ваша реакция? Если это не розыгрыш друзей и не проделки скрытой камеры, то вероятнее всего — это его величество Шанс. Вы-то его не упустите точно! Не исключено даже, что в ближайшем туалете вы дрожащими руками неоднократно пересчитаете количество денежных купюр. Что дальше?
Вероятнее всего вам захочется улететь в какой-нибудь безвизовый Шармель-Шейх и побыстрее, прихватив с собой близких людей для их же безопасности. Вполне очевидно, что вас начнут искать. Если же, забежав на минутку домой за вещами и собственной женой, вы обнаружите милицию у себя, то естественной и правильной мыслью было бы поделиться со стражами порядка денежными знаками, чтобы расчистить себе взлетную полосу. Ведь впереди вас ожидают комфорт, роскошь, солидные банковские депозиты и море свободного времени! Так бы все и было, если бы вам, как герою пьесы Генри, удалось найти деньги, перепутав вещи в метро.
Вот так повезло
Мелкому английскому служащему повезло: он в свой день рождения нашел 735 тысяч фунтов стерлингов. Серьезная прибавка к жалованию. И не пытайтесь мысленно произвести конвертацию на украинские гривны. Ведь хуже станет, потому как лишний ноль только воспалит воображение.
Вернувшись домой в крайне возбужденном состоянии, Генри отказывается праздновать свой день рождения в кругу друзей и желает только одного: смотаться и побыстрее. Как же это похоже на нашу с вами реакцию, с той только разницей, что англичанин заказывает билет в Барселону.
Узнавая себя в каждой реплике, в каждом жесте и движении души, зритель непрерывно хохочет. Спектакль напоминает зеркальную комнату смеха, где всякий видит отражение
самого себя.
Между героями на сцене и каждым из нас нет дистанции. Два замечательных актерских состава играют этот спектакль, но сравнивать Генри в исполнении народного артиста Украины Александра Васильева или же заслуженного артиста Анатолия Кубанцева совершенно бесполезно, потому что обе версии спектакля блистательны.
От вездесущего зрительского ока не скрылось то, что исполнитель главной роли успевает сменить за спектакль несколько рубашек. Что ж, актерское ремесло — это труд до седьмого пота, помноженный на талант. Накал эмоций, высокий темпоритм, быстрая смена мизансцен делают спектакль увлекательным, зрелищным и смешным.
Действующие лица и исполнители
Супруга главного героя Джин в исполнении народной артистки Украины Ольги Сидоренко по-английски аристократична и по-русски красива, даже не совсем в трезвом состоянии. Джин снимает напряжение алкоголем, приготовленным по случаю дня рождения Генри.
Друзья Бетти и Вик оказываются вовлеченными в тайну находки. Экстравагантная, подчеркнуто британская Бетти с безупречной осанкой и грациозной пластикой созвучна музыкальному сопровождению. Знакомая легкая мелодия «Розовой пантеры» в сочетании с мощным актерским темпераментом заслуженной артистки Украины Светланы Ковтун создают «облегченный» западный, но понятный нашему зрителю колорит.
Супруг Бетти Вик в исполнении заслуженного артиста Украины Анатолия Лобанова убедителен в своих недолгих душевных сомнениях в момент выбора между дружбой и деньгами. И Вик… выбирает деньги, оставаясь другом.
Сержант полиции Давенпорт, которого сыграл актер Николай Воротняк, «красной нитью» проходит через весь спектакль. Сержант взымает «благотворительные взносы» вдохновенно и неоднократно. Это еще больше роднит английскую пьесу с нашими реалиями. Не оттого ли зритель каждый очередной выход полицейского встречает смехом и аплодисментами?
«В доле» оказываются все участники действа, и даже посторонний таксист Билл в исполнении молодого актера Е. Алымова. Именно он произведет очередную и последнюю подмену, в результате которой все останутся при деньгах. Впрочем, когда герои комедии в который раз волей случая лишались этих злосчастных денег и в перспективе маячило скромное семейное торжество с жареной курицей на праздничном столе, то на душе становилось как-то спокойнее и привычнее. Большие деньги порождают большие проблемы. Зритель оказывается вовлеченным в азартную игру и переживает за деньги Генри, как за свои.
И только полицейский Слейтер в исполнении непредсказуемого и всегда разного Александра Дербаса оказывается до финала спектакля в полном неведении. Ничего хорошего не ожидает и несчастного Прохожего (играет заслуженный артист Украины В. Ткаченко). С полицией шутки плохи, если вы не обладатель 750 тысяч фунтов стерлингов.
Ненавязчивый музыкальный фон квикстепов в проходках и в самых эмоциональных моментах, верно расставленные смысловые музыкальные акценты А. Дугиновым создают атмосферу легкости бытия при всей серьезности текущего момента. Работа художника-сценографа Ю. Тарасова, мастерски прописанные воздушные перспективы декораций с холмами и новостройками, а также со стильным, чисто английским интерьером дополняют и во многом определяют общий строй спектакля.
Два с половиной часа живого здорового смеха дарит зрителю спектакль «Смешные деньги», а смех, как известно, продлевает, а главное, украшает жизнь.
Весело, без всяких назиданий и менторских поучений. Оказывается, смеяться над собой не только полезно, но и приятно.