Шесть станций, почти десять километров подземных туннелей и электродепо — всего лишь за пять лет! Такими темпами Харьковское метро не строилось даже в советское время.

Правда, и сегодня эти темпы существуют пока только на бумаге. Точнее — в областной программе развития и строительства Харьковского метрополитена на 2007-2012 гг., утвержденной депутатами облсовета на сессии. 

2008 год — «Алексеевская», 2009 — «Проспект Победы» и электродепо «Алексеевское», 2010 — «Державинская» и «Одесская», 2012 — «Аэропорт», 2010-2012 — «Площадь Урицкого» и «Дружбы народов». Возникающая в воображении картина, на которой метрополитен, подобно гигантскому спруту, стремительно охватывает Харьков своими «щупальцами», на самом деле далека от реальности — если учесть, что темпы возведения Харьковского метро значительно отстают от запланированных ранее. 

Например, строительство Алексеевской линии отстает на 10 лет. Не начато проектирование перспективных направлений на Рогань, Северную Салтовку, Залютино… И теперь нужно спешить, нагонять упущенные сроки. В общем, раньше к новым станциям мы двигались «ползком», а отныне начнем двигаться «прыжками»... Если ничто не помешает. 

Стимулом для такой «прыти» стал все тот же «счастливый» чемпионат Европы по футболу, который Украина готовится принять в 2012 году. В ходе лихорадочных приготовлений к нему у Харькова есть шанс получить на строительство метрополитена 1,9 миллиарда гривен, предусмотренных на ближайшие пять лет утвержденной Кабмином «Государственной программой строительства и развития сети метрополитенов на 2006-2012 гг.». Под эту программу депутаты облсовета и приняли свою, областную, предусматривающую выделение на финансирование строительства метро еще 314, 6 миллиона гривен из областного бюджета. Кроме того, продолжит выделять деньги и горсовет. 

При условии полного и своевременного финансирования строительства всеми бюджетами-участниками шансы выполнить намеченную программу есть — считает ее разработчик и инициатор, заместитель начальника ГП «Харьковский метрополитен» и депутат Харьковского облсовета Михаил Пилипчук. По его словам, стоимость строительства метро в Харькове является на сегодняшний день одной из самых низких в Украине. Так, если строительство одного километра метро в Киеве стоит 670 миллионов гривен, в Днепропетровске — 617, Донецке — 470, то в Харькове — всего лишь 270 миллионов. В общем, совместными усилиями властей — государственной, областной и городской — «наскрести по сусекам» на строительство метро вполне можно. Главное — делать это вовремя.

Уже в ближайшее время нужно заплатить за шесть больших вентиляторов российского производства стоимостью около миллиона каждый, которые обеспечивают температуру и климат в туннелях и на станциях, а также за электрооборудование — всего на сумму порядка 12 миллионов гривен. Миллион гривен недавно выделил Харьковский городской совет и должен выделить еще 5 миллионов. В получении оставшихся 6 миллионов метростроители рассчитывают на областную казну. 

Программа строительства метрополитена — в случае ее успешной реализации —, должна принести Харькову и харьковчанам немало пользы. Сообщение с городскими окраинами станет гораздо легче, удобнее и быстрее. Автотранспортная нагрузка на улицы уменьшится, а вместе с ней — количество пробок и объем выбросов выхлопных газов в атмосферу. Кроме того, вынос конечных станций в более отдаленные районы позволит обеспечить ряд транспортных развязок в центральной части города, особенно — неподалеку от автомобильных и железнодорожных вокзалов. По словам Михаила Пилипчука, расположенные там станции метро сегодня перегружены. Например, «Проспект Гагарина» и «Пролетарская» имеют нагрузку в 50 тысяч пассажиров в сутки, а «Героев труда» и «Холодная гора» — 60–70 тысяч. Соответственно, возле этих станций остро стоит проблема перегрузки улиц наземными видами транспорта. 

Харьковский метрополитен в цифрах
ГП «Харьковский метрополитен» действует с 23 августа 1975 года. В составе метрополитена действуют 28 станций и 3 пересадочных узла. Харьковское метро ежедневно перевозит около 800 тыс. пассажиров, из которых 30% — пользуются льготами. По данным ГП «Харьковский метрополитен», с 2000 по 2006 гг. предприятие понесло расходы от перевозки льготных категорий пассажиров в сумме 217 166 400 грн., из них 36 692 600 грн. — за перевозку студентов. Среднемесячные расходы превышают доходы в 2,5 раза.