В Харькове прошел пятый ежегодный фестиваль негосударственных театров «Курбалесия-2007». Девять вечеров подряд в малом зале Дома актера любители театра могли встречаться со служителями Мельпомены — актерами и режиссерами из различных городов Украины, которые представили спектакли по пьесам как украинских, так и зарубежных авторов.

Особое место в программе фестиваля было отведено современным пьесам, написанным харьковскими авторами. Поскольку за 9 дней работы фестиваля ознакомиться со всеми драматургическими произведениями наших земляков было невозможно, организаторы положились на волю случая, устроив жеребьевку. Всех режиссеров, присутствующих на открытии фестиваля, попросили написать свои фамилии на листочках бумаги. Эти записки сложили в банку, и один из зрителей вытянул три фамилии. 

«Счастливчикам» предстояло всего за три репетиции поставить блиц-спектакль. Избранные таким образом режиссеры нашли фамилии авторов и название будущих своих работ спрятанными в ореховой скорлупе. В результате такой жеребьевки появились спектакли по пьесам: «Неизвестное чувство» В. Мирошниченко, «Радиомастерская» Э. Безродного, композиция из трех пьес А. Ушкалова «Час, коли його немає». 

Огорчившись, что его фамилия не оказалась в числе постановщиков пьес, днепропетровский режиссер Григорий Богомаз-Бабий с разрешения участников фестиваля тоже принял участие в жеребьевке. Расколов один из оставшихся орешков, он достал из него записку с названием сказки «Как всегда горе не беда», сочиненной И. Факторовским. Все эти пьесы отличались не только своеобразным жанром и стилистикой, но и качеством литературного материала. К достоинствам произведений харьковчан, безусловно, можно отнести выбор темы и поиск формы. Но многих драматургов подвело плохое владение технологией написания и построения драматургических произведений. 

Плохо разработанные «плоские» и банальные диалоги только усложняли восприятие авторского замысла. Пожалуй, одну из самых высоких оценок критиков получила музыкальная сказка «Как всегда горе не беда» И. Факторовского. Написанная в стихах пьеса изобиловала юмором, легкостью и многогранностью подтекстов. 

После каждого блиц–спектакля проходило обсуждение. Часто дискуссии превращались в довольно бурные словесные баталии, в которых зрительские симпатии занимали диаметрально противоположные позиции. Особенно эмоционально обсуждали так называемые эпатажные пьесы современной мировой драматургии. Часто авторы этих произведений использовали в диалогах ненормативную лексику. К сожалению, у некоторых зрителей подобные авторские «приемы» находили поддержку и одобрение. 
Такое «украшение» диалогов они объясняли поиском новых выразительных средств в драматургии. Однако большинство зрителей и специалистов подчеркивали несовместимость культуры и некультурных выражений. 

Однако тон обсуждений был весьма доброжелательный. Ведь каждый высказывавший свое мнение искренне хотел помочь авторам доработать свои произведения. Многие авторы в результате смогли по-другому увидеть собственные произведения. 

— Я смог посмотреть со стороны на то, что актеры поняли в написанном мной тексте, — поделился с присутствующими автор пьесы «Радиомастерская» Эдуард Безродный. — Это полезно для меня, потому что актеры смогли помочь мне увидеть в моем тексте что-то новое, чего я и сам не понял, когда писал. 

Все желающие смогли принять участие в создании коллективного спектакля. Впервые в нашем городе для подготовки спектакля применили метод «Вербатум». Это метод позволяет использовать документальные тексты. Определив тему будущего спектакля, его участники, разбившись на пять творческих групп, приступили к поиску героев на вокзале, в кафе и на кладбище. Задавая вопросы различным людям, они записывали их ответы на диктофоны. Магнитную запись расшифровали, и из прямой речи участников «опроса» составили тексты. Состыковав материалы различных творческих групп, срепетировали спектакль. Музыка, элементы оформления, мизансцены создали новый, удивительно искренний и емкий сценический образ, рассказывающий об одиночестве человека в большом городе. 

Переполненный зрительный зал служил неопровержимым доказательством важности и необходимости существования фестиваля. На церемонии закрытия участники фестиваля получили дипломы и памятные подарки. Председатель правления Харьковского театрального центра Николай Осипов вручил нескольким режиссерам сертификаты на оплату расходов по постановке спектаклей современных авторов. Единственное условие — спектакли должны быть созданы к открытию следующего фестиваля «Курбалесия».