Харьков

  • 2773
  •  / 

Школа выживания

фото: 1254.jpg

Школа выживания
«Школьные годы чудесные» — это не только радости, о которых так беззаботно поется в песне. Племя младое вместе с объемом знаний выносит из стен школы и охапку болезней в придачу. Специалисты считают, что именно со школой связано 20-40% факторов, ухудшающих здоровье детей. Они, кстати, полагают, что этого можно было бы избежать.
Проблемы со здоровьем начинают одолевать ребятишек буквально с пеленок. Настоящим же ознакомительным экскурсом в историю болезней становятся детские сады: в первый класс приходят только 30-40% практически здоровых детей. Но лиха беда начало: к окончанию школы, по данным Института охраны детей и подростков АМН Украины, здоровых детей остается не больше 9%. Практически половина выпускников имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья, которые, кстати, ограничивают возможности выбора будущей профессии. А многие школьники имеют патологию сразу двух, а то и четырех систем организма.
Болезни дыхательной системы занимают главенствующее место среди школьных заболеваний. К сожалению, заболевания органов дыхания и прежде всего — лор-органов часто осложняют период адаптации первоклашек к школе: 60-70% малышей болеют острыми и хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей — тонзиллитами, бронхитами, аденоидными разрастаниями. Причин тому множество, в том числе и обмен инфекциями. Кстати, Татьяна Ефимова, заведующая отделением гигиены детей и подростков областной СЭС, считает, что традиционное заклеивание окон в школах препятствует циркуляции воздуха в классах и тоже провоцирует болезни дыхательной
системы.
Около 60% харьковских школьников имеют нарушения костно-мышечной системы, потому что сидеть за учебниками и тетрадками им приходится вкривь и вкось — за партами, из которых они уже давненько выросли. «Сейчас мебель практически не заменяется, — говорит Татьяна Борисовна. — Есть школы, где дети сидят за обычными столами и даже на табуретах, что способствует заболеваемости их костно-мышечной системы». И если в начальных классах мебель под малышей более или менее подгоняется, то в средних классах, когда подростки начинают интенсивно расти, столы часто не соответствуют их росту. По словам заведующей отделением гигиены детей и подростков городской СЭС Галины Карасевой, директор обязан подобрать мебель в соответствии с ростом детей. Санитарные врачи дают плановые задания руководству школ по замене мебели, а вот насколько они выполняются — зависит от финансирования. Тем не менее детским позвоночникам от «объективных» причин не легче, и родители должны знать, что существуют вполне действенные рычаги, которые применяются к руководителю учебного заведения, — штрафные санкции. Минимальная сумма штрафа, которую обязан заплатить директор школы, не обеспечивший детей нормальной мебелью, —
102 гривны.
В списке приобретенных в школьные годы болезней значатся и достаточно серьезные проблемы с органами пищеварения. 28-30% школьников, по данным Института охраны детей и подростков, имеют болезни желудочно-кишечного тракта. Эти недуги во многом на совести школ, потому что зависят от режима их деятельности. Не секрет, что одно расписание (где все ОК) пишется для санэпидемстанции, другое, перенасыщенное факультативами, — для грызущих гранит науки. В особо продвинутых школах, где расписание трещит по швам от уроков, переменка часто ограничивается пятью минутами, в течение которых школьники успевают лишь галопом перебежать из одного кабинета в другой. Времени же для того чтобы заморить червячка, расписанием соответственно не предусмотрено. Заведующий отделением Института охраны детей и подростков Георгий Даниленко уверенно называет еще одну причину желудочно-кишечных заболеваний у детей — отсутствие культуры питания в семье:
— Согласно исследованиям, около 7% детей элитных школ каждый день распоряжаются такой суммой карманных денег, которая равна недельному бюджету педагога. Часто дети не готовы рационально использовать эти деньги. Они покупают что поярче, то, что навязано рекламой.
Школьные обеды тоже оставляют желать лучшего. В них недостаточно витаминов, минеральных веществ, дефицит которых, кроме снижения зрения, ведет к заболеваниям костно-мышечного аппарата, тормозит развитие и рост организма, снижает иммунитет и даже репродуктивную функцию. Грешат школьные буфеты и продажей «сухого корма» — чипсов, сухариков и газировки диковинного цвета. Кстати, к сведению родителей: продажа подобных небезопасных продуктов в школах запрещена. Поэтому, если сей факт имеет место быть, — нужно сигнализировать в контролирующие органы, районную санэпидемстанцию например.
Школьная программа, раздутая до неприличных размеров, тоже учеников здоровее не делает. Мало того что от обычной-то учебной нагрузки небо деткам кажется с овчинку, — престижные гимназии, пуская пыль в глаза впечатлительным мамам, нагнетают себе авторитет количеством ненужных предметов. Учебные планы и расписания занятий часто составляются таким образом, что даже физически здоровые дети не в состоянии без вреда для здоровья выполнить то, что от них требуют. По данным областной санэпидстанции, вместе с выполнением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет в начальной школе 9-10 часов, в основной — 10-12, в старшей — 13-15 часов.
При такой не по-детски суровой жизни нет ничего удивительного в том, что больше половины харьковских школьников имеют психические дисфункции. Если не уделять внимание этим болезням в раннем возрасте, то у школьников постарше они могут усугубиться или вызвать заболевания других систем — органов пищеварения, например, или эндокринные нарушения. Переутомление сказывается абсолютно на всех органах и системах хрупкого детского здоровья и усугубляет и без того впечатляющие показатели заболеваемости. Иногда цена знаний оказывается слишком высокой.

Совет

Татьяна Ефимова во избежание переутомления советует приступать к домашним заданиям не раньше чем через три часа после занятий в школе. А маленький ребенок после школы должен поспать. В остальное время отдых ребенка должен быть подвижным. Наяривание на скрипочке или трехчасовое сидение за мольбертом к отдыху никакого отношения не имеют.

Мнение

Врач-педиатр, Евгений Комаровский:
Почему для нас так важно, какую оценку получит школьник? Зачем нам нужно 12-летнее среднее образование? Мы что, все умственно отсталые — те, кто учился 10 лет? Современный ребенок в свободное от школы время делает домашнее задание, сидит у компьютера либо ходит на английский, музыку, рисование, развивающие игры, которые организовали ему любимые родители. Дитя не видит свежего воздуха, бледное, серое, кашляет с утра до ночи. А иммунитет и жизненный тонус определяется нормальной жизнью. Военкоматы не могут найти здоровых ребят, а они и не могут быть здоровыми, если в тот период, когда у них развиваются мышцы, кости — вместо того чтобы бегать и прыгать, они часами сидят у телевизора. Но интеллект нации не должен идти в противовес ее здоровью, потому что счастливая нация — нация здоровая. Здоровье у школьников в цивилизованных странах — непременный атрибут благополучия, а у нас здоровье — ничто. Наш отличник — обязательно больной, хилый, в очках и его бьют все двоечники. И это почему-то воспринимается как норма.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 3144.74 грн
100 USD 2783.94 грн
10 RUB 4.0942 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи