Эксперты составили по заказу ООН отчет об опасности мировых конфликтов, вызванных климатическими изменениями.

Отношения между странами, расположенными по берегам Нила, могут испортиться к 2025 году. Под вопросом судьбы запасов воды, ценность которой день ото дня возрастает по мере опустынивания региона.

Египет располагает серьезными запасами благодаря озеру Насер, однако напряженность в этом регионе создает опасность эскалации вплоть до открытой войны. Весь средиземноморский бассейн могут затронуть климатические войны.

Локальные конфликты возможны в Северной Африке, а Южную Европу может охватить насилие другого рода, вызванное напряженностью в связи с ростом потока иммигрантов с юга. В качестве примера в отчете приводятся беспорядки 2005 года во французских пригородах.

Наихудший вариант: Сахель двигается в Магриб, который, в свою очередь, двигается в Европу. Европейские страны присоединяются к проекту «Крепость Европа». Странам Магриба платят огромные деньги, чтобы они сдерживали миграционные потоки. В результате миллионы климатических беженцев оказываются в лагерях в Сахаре.

Настойчивые притязания России, Дании, Канады и других стран на Северный полюс заставляют опасаться осложнений.

Единственная надежда на то, что страны, ведущие спор за данную зону, политически и экономически стабильны. По мнению авторов доклада, малая плотность населения позволит избежать опасностей, связанных с перенаселением. Но жители ближайших регионов (4 млн человек) пострадают от таяния льдов и ледников.

Климатические модели для Африки отличаются неопределенностью. Эксперты придерживаются пессимистической версии: засуха, голод, гражданские войны только усугубятся, слабая государственная власть будет этому способствовать. Страны могут начать споры за доступ к прибрежным районам и портам. Южнее климат может вызвать внутреннюю миграцию, главным образом из сельской местности в города. Здесь в большей степени следует опасаться не крупных вооруженных конфликтов, а чрезвычайно сильной социальной и этнической напряженности.

Наихудший вариант: после последней попытки «зеленой революции» в 2020 году южная часть Африки погружается в анархию. Элиты бегут в зоны, находящиеся под полувоенным контролем. Оставшаяся часть региона превращается в арену военных действий.

Перенаселенной дельте Ганга грозит подъем уровня воды и циклоны. Жители могут быть вынуждены мигрировать в места с более мягким климатом. Однако эта зона выполняет роль житницы региона. Индии будут угрожать с двух флангов: с запада – пересохший Пакистан, с востока – затопленная Бангладеш. Эти два фактора только увеличат религиозную напряженность в регионе.

Наихудший вариант: напряженность в отношениях Индии и Бангладеш увеличивает поток мигрантов. Индия обвиняет соседа в некомпетентности и начинает «гуманитарное вмешательство» со всеми признаками вторжения.

Климатологи предполагают, что в северных районах Китая произойдет опустынивание, а юг будет страдать от постоянных наводнений и оползней. Следовательно, продолжится бегство крестьян в город. «Китайские власти будут разрываться между климатическими вызовами и политико-экономической либерализацией».

Наихудший вариант: в 2025 году побережье опустошено тайфунами и наводнениями. Массы беженцев концентрируются на юге страны, а китайская армия пресекает чрезмерный наплыв, прибегая к кровопролитию.

Ни одна из стран Карибского региона, за исключением США и Кубы, на сегодняшний день не имеет средств противостояния активизации тропических ураганов, угрожающих, в том числе, и нефтяной промышленности. Возможное последствие: рост притока мигрантов в США, которые закроют южную границу. Те, кому не удастся ее пересечь, будут скапливаться в городах, где произойдет вспышка насилия.

Наихудший вариант: ураган шестой категории разрушает Хьюстон и его нефтедобывающую промышленность. США пытаются ограничить рост цен, распродавая запасы, но некоторые государства пользуются этой слабостью и перекрывают кран трубопровода с черным золотом. Ястребы берутся за дело в Вашингтоне...

Андские страны столкнутся с недостатком питьевой воды в сочетании с политической нестабильностью, препятствующей какому-либо долгосрочному планированию. Перспективы реки Амазонка мрачные: биологическое разнообразие, похоже, обречено. Бразилия столкнется с сельскохозяйственным кризисом, который может перерасти в войну за контроль над пахотными землями.