Именно с этих слов на сайте democracyconference.org начинается приветствие Татьяны Кагановской — президента недавно созданного Фонда поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева.

Дочь известного политика считает, что наш город, с историей которого была тесно связана жизнь и деятельность Евгения Петровича Кушнарева, всегда был и остается перекрестком дорог, идей и течений. Харьков — это город, в котором всегда уживались люди разных национальностей и верований. А это невозможно, «если не научиться видеть, слышать и считаться друг с другом. Если не учитывать интересы общества, своих соратников, своих оппонентов. Если решать вопросы только с позиции силы. Ибо на силу всегда найдется другая сила», — считает дочь Евгения Кушнарева. 

Демократия — власть народа 
Поэтому первым шагом Фонда поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева стало проведение в Харькове международной конференции «Демократическое общество. Толерантность и социальная ответственность». Обсуждение всех сторон этой темы людьми разных стран, политической ориентации, социального и национального опыта, по мнению организаторов, должно приблизить украинцев к ценностям классического демократического общества. 

Слово демократия — от греческого «народ» и «власть» — было одним из главных в политическом словаре Евгения Кушнарева. Именно эта форма государства, основанная на признании народа источником власти, была ему близка и понятна еще в то время, когда термин «демократия» употреблялся в сочетании «внутрипартийная» или «буржуазная».
Во времена СССР, в 1989 году, Евгений Кушнарев стал одним из инициаторов создания демократической платформы Компартии Советского Союза и Компартии Украины. 

В 1994 году он стал первым демократически избранным (а не назначенным «сверху»!) мэром Харькова. С июля 1995 года руководил народно-демократическим объединением «Новая Украина». С февраля 1996 года по декабрь 2000-го был первым заместителем председателя Народно-демократической партии. В декабре 2004 года Евгений Петрович учредил политическую партию «Новая демократия». В ноябре 2005 года съезд партии принял решение об объединении с Партией регионов. А с января 2006 года Кушнарев был председателем всеукраинской общественной организации «Движение «Новая демократия».
Поэтому совершенно естественно, что в названии нового Фонда, посвященного памяти известного украинского политика, появилось слово «демократия». Фонд поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева создан именно для того, чтобы те дела и идеи, которые были близки этому политику, нашли свое продолжение в деятельности этой общественной организации. 

Татьяна Кагановская: «Я не хочу сейчас говорить о политике» 
«Евгений Кушнарев ушел на взлете своей политической карьеры, — напомнила на презентации фонда его дочь. — Многое из того, что он задумал, многие идеи он не успел реализовать. Его смерть была трагической и внезапной. Поэтому я решила по мере своих сил и возможностей продолжить то, чем занимался мой отец». 

— Я не хочу сейчас говорить о политике, — продолжает Татьяна Евгеньевна, — потому что, к сожалению, политика принесла не очень много положительных моментов нашей семье. Я хочу — по мере возможности — способствовать возвращению в наше общество согласия и понимания, веру у людей в справедливость, в торжество права, верховенство закона. И чтобы к нашим политикам вернулось понимание того, что все-таки народ является носителем власти. 

В зоне внимания Фонда Кушнарева будут вопросы поддержки демократических инициатив, развития местного самоуправления, расширения полномочий административно-территориальных единиц. Это будет публичная площадка для дискуссий и дебатов. В идеале, сообщает Татьяна Кагановская, мы бы хотели, чтобы фонд смог проводить такие же школы-конференции, какие проводит в Великобритании Фонд Джона Смита по обучению молодых политиков. 

Он любил дискуссии и живые дебаты 

Директор Мемориального фонда Джона Смита (Великобритания) Эмма МакЛеннан при-
ехала в Харьков для участия в международной конференции, организованной Фондом Кушнарева. Ее доклад «Толерантность как основа существования современного демократического общества» открывал конференцию. 

Эмма МакЛеннан тесно общалась с Джоном Смитом в те времена, когда он был лидером партии лейбористов (с 1992 года) и заместителем премьер-министра Великобритании. Она рассказала, что после внезапной смерти политика, который подавал большие надежды и мог бы занять место Тони Блэра — премьер-министра Великобритании, встал вопрос об увековечении памяти Смита. Сначала вдова и его соратники подумали о памятнике и организации библиотеки, но потом решили создать фонд Джона Смита, где люди разных взглядов и политических пристрастий — от лейбористской партии до шотландских националистов — могли проводить дискуссии и живые дебаты. То еть то, что любил при жизни английский политик. 

Демагогия или демократия? 

Скоро будет год, как в большой украинской политике внезапно образовалась брешь: 16 января этого года Евгений Кушнарев получил огнестрельное ранение, а 17 января, после ряда операций, он скончался в больнице города Изюм Харьковской области. 

Возможно, после этого события некоторым политикам стало легче дышать, потому что с его уходом Пария регионов потеряла не только мудрого и опытного члена политсовета, но и талантливого аналитика, замечательного оратора. У него и тогда было не много достойных оппонентов. Невосполнимая утрата такой харизматической личности, несомненно, до сих пор отражается на качестве украинского политикума на уровне дискуссий, которые нередко сводятся к примитивным базарным разборкам, пафосному словоблудию и откровенной лжи, рассчитанной на неискушенный электорат. 

Журналисты, присутствующие на презентации Фонда Кушнарева, засыпали его дочь вопросами: «Накануне годовщины гибели вашего отца много идей по поводу переименования улицы Сумской или станции метро. Как семья к этому относится?»
— Пользуясь случаем, я еще раз хочу сказать о том, — говорит Татьяна Кагановская, — что семья не поддерживает идею переименования улиц, домов и так далее. Я считаю, что лучшей памятью о человеке может быть продолжение его дела. Может быть, потом, со временем, семья издаст какие-то мемуарные книги, воспоминания о нем. 

В январе, в день смерти Евгения Петровича, планируется провести вечер его памяти, на который будут приглашены люди, близкие ему по духу и взглядам, те, кто был связан с ним на протяжении всей его жизни, а не только на последних этапах его политической карьеры.
Татьяна Кагановская тяжело переживает смерть отца, ей больно говорить на эту тему. И тем не менее на вопросы журналистов «попытался ли кто-то «раздерибанить» бизнес Кушнарева после его смерти» и «правда ли, что вы получили страховку после его смерти», отвечает: «Вы знаете, мне было очень удивительно читать информацию о «бизнесе» Евгения Кушнарева. Я могу заявить абсолютно ответственно о том, что нам — мне и моему брату — на память остались только два альбома фотографий. Это все, что нам досталось от Евгения Кушнарева. Поэтому о каком бизнесе может идти речь?.. Да, я получила страховку, и эти деньги пошли как раз на тот первичный капитал, за счет которого будет жить и работать хотя бы первое время фонд». 

Как и все негосударственные общественные организации, фонд будет существовать за средства благотворительных поступлений на свой расчетный счет. Планируется и создание сайта. 

«Возможно, харьковчане могли бы высказаться здесь, что-то вспомнить, о чем-то рассказать. Но для этого должно пройти время, — считает Татьяна Евгеньевна. — Люди должны понять нас, потому что слишком мало времени прошло. Воспоминания несут позитивный момент, когда уже не так больно… 

Я хочу, чтобы люди убрали все политические окрасы, которые были в последнее время вокруг Евгения Кушнарева… 

У него было очень много позитивного и хорошего для харьковчан, для нашего региона… Он много помогал людям. И, может быть, шел в политику и общественную деятельность для того, чтобы привлечь внимание к Харькову, который незаслуженно сейчас поставлен на второй план». 

Татьяна Кагановская — кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета ХНУ им. В.Н. Каразина, депутат Харьковского городского совета.