Вернувшись ни с чем с шоу «Минута славы», музыкант из села Алтайское Александр Малютин покончил с собой. Он мечтал о серьезной карьере, гастролях и славе, но жюри сочло, что игра на фортепиано ногами этому не способствует.

Неудача с телешоу была не первой для Малютина: до этого он не смог попасть в Книгу рекордов Гиннесса, правда не по своей вине. Неудачи он воспринимал очень остро. Но члены жюри шоу не жалеют ни об одном слове, сказанном «неадекватному» конкурсанту.

Александр Малютин родился и жил на Алтае. О его уникальных музыкальных способностях местные жители знали давно.

Еще в 1965 году районная газета «За изобилие» писала, как Малютин учится сразу в двух школах, успевая добираться из своего села Сараса в музыкальную в райцентр на попутках.

Потом Александр поступил в Омское музыкальное училище, закончил его за полтора года и уехал в Новосибирскую консерваторию по классу баяна. А уж фортепиано, гитару, балалайку и аккордеон Малютин освоил сам. Играл на любой скорости, переворачивая инструмент, на пианино и баяне выучился играть еще и пальцами ног.

«Правда, уже не так чисто играл, – рассказала «Известиям» Наталья Анисимова, завуч детской школы искусств, где Малютин преподавал с 1993 года. – Мы, честно говоря, с этим способом игры боролись. А ну как дети тоже ногами играть начнут? Но музыкант Малютин был от природы».

До 1982 года в жизни Малютина все складывалось. Он вместе с женой Людмилой преподавал в Кемеровском музыкальном училище, играл в Сибирском народном хоре имени Валентина Левашова.

Однако все рухнуло, когда Александр ушел из семьи, оставив жену с двумя маленькими сыновьями.

Малютин ушел из училища, вернулся в Сарасу и больше 15 лет жил в одиночестве.

В 1995 году Малютин вновь решил серьезно заняться музыкой и поставить свой рекорд. Первое пробное испытание он устроил себе через четыре года после начала тренировок: четыре часа играл на баяне, стоя на голове. 19 января 2000 года за 24 часа беспрерывной игры на фортепиано, аккордеоне, баяне и гитаре он сыграл 300 музыкальных пьес. Рекорд был записан на 6 видеокассет. Алтайское представительство «Алтай-Гиннесс-Сила» передало заявку в Российское представительство Книги рекордов. Однако чуда не произошло.

В 2004 году Малютин нашел новую тропинку к славе: Книга российских рекордов «Левша» объявила сбор претендентов. Малютин ринулся в Москву, показал свое умение играть на перевернутых инструментах и попал в число победителей. Лауреаты должны были проехать с концертами по нескольким российским городам. Первым должна была стать Москва. Фестиваль Книги российских рекордов «Левша» должен был начаться 1 сентября 2004 года. Но в то утро чеченские боевики захватили школу в Беслане. Тур был отменен.

Последние надежды стать известным музыкантом Малютин возложил на шоу «Минута славы».

О желании ехать на «Минуту славы» Александр Малютин рассказал жене Нине, и она его поддержала. Глава района Виктор Коршунов дал деньг на билет.

«Он ехал туда, как в последний бой, – цитируют «Известия» завуча Алтайской школы искусств Наталью Анисимову. – Хотел жить, как настоящий музыкант: концерты, гастроли… надеялся, что в Москве его заметят».

Попав в Москву, Малютин вместе с другими участниками конкурса первого сезона «Минуты славы» жил на теплоходе «Михаил Ломоносов». А в день выступления, решив потрясти публику, сначала отвернулся от фортепиано и сыграл Турецкое рондо Моцарта, а потом пальцами ног Собачий вальс.

У жюри такая нетрадиционная манера игры вызвала возмущение: Татьяна Толстая первой нажала на красную кнопку и прокомментировала: «Вы ужасно фальшивите! Как можно так относиться к инструменту?» «Зачем играть ногами, если можно нормально это делать руками?» – поддержал ее еще один член жюри, Александр Масляков. Юрий Гальцев присоединился к коллегам.

Впрочем, в конкурсе «Минута славы» жюри часто высказывается в адрес участников достаточно резко, и нельзя сказать, что Малютину особенно досталось.

Односельчане вовсе не восприняли выступление музыканта как провал: «Человек играет душой, – прокомментировал «Известиям» манеру исполнения Малютина глава района Виктор Коршунов. – А чем он при этом нажимает на клавиши – руками или ногами, это неважно. Ну да, причуда. А много ли на этом шоу народу без причуд?»

Однако сам Малютин после возвращения на родину, очевидно, потерял смысл жизни. «У него в доме была комната с инструментами, нотами – мы ее называли «музыкальная шкатулка». Обычно все разбросано по углам. А тут он все прибрал: инструменты – в чехлы, ноты – в шкаф. И главное: перестал играть. Однажды я ему говорю: «Ты хоть сыграй что-нибудь». Он сел за фортепиано и сыграл Реквием Моцарта», – приводит издание слова Нины Панариной.

Возможно, повлияли на трагическое решение письма старшей сестры Александра по имени Сталина: «Посмотрела твое выступление по телевизору. По-человечески стало жаль тебя. 56 лет, седой, стучишь ногами по пианино – это ужасно. Пианино – это сложный инструмент, результат труда десятков людей, а ты этим выступлением показал, что плюешь на этот труд!» – написала она брату.

После того как стало известно о самоубийстве музыканта из Алтайского края, «Известия» снова пообщались с Татьяной Толстой. Она уверена, что поступила правильно: «Человек, который играл на пианино ногами, безусловно, был неадекватен, – говорит она. – А если человек неадекватен, то никакой мягкости быть не может. У нас в первом сезоне была старушка, которая выступала с художественным свистом. Она сказала, что хотела бы просто выступить перед аудиторией. Мы решили – ok. Но во втором туре легкомысленный Коля Басков не мог сказать нет пожилой даме. А коли так, то ты загораживаешь дорогу более талантливым участникам. И когда она не прошла в финал, она всерьез обиделась и как аргумент использовала то, что она понравилась Баскову. У них «звездянка» наступает быстрее, чем у профессиональных артистов. Говорить им мягче – значит давать ложную надежду». «Я не отрицаю, что после таких игр может покончить с собой и другой человек, – добавила она, – но большинству это дало путевку в жизнь».