Вечно рисующий. Так называется выставка харьковского художника Дмитрия Дидоренко, открывшаяся в галерее «Маэстро». Вот уже почти 15 лет Дмитрий, будучи абсолютно слепым, пишет картины, используя исключительно свою интуицию.

— Свою специальность я не выбирал, она сама выбрала меня с рождения, — рассказывает Дмитрий Витальевич. — Даже взяв впервые в руки карандаш, я сразу взял его правильно, а не как остальные дети в кулак. Рисовал всегда и везде — в детском садике, в школе, в военном училище. Как большинство мальчишек, рисовал военную технику, бои. В то время все ребята увлекались армией, хотели стать военными. Я тоже собирался стать офицером. Увлечение рисованием часто давало поблажки — в школе меня освобождали от уроков, а мои работы посылали на всевозможные конкурсы — городские, районные, областные.
Поблажек не было только в институте, но там удивить рисованием сложно. Ведь там готовят художников, и рисуют не только студенты, но и преподаватели. Институт мне сразу понравился и учеба увлекла, но приходилось много заниматься: ведь, кроме гуманитарных дисциплин, преподавались и точные науки, такие как сопротивление материалов, технология металлов и многие другие. Ведь хороший дизайнер должен уметь делать все — от сварки до рисунков пастелью. Учеба занимала много сил. Но я находил время для участия в экспедициях следопытов. Мы разыскивали погибших, без вести пропавших воинов. Экстремальность этих экспедиций притягивала. Военная форма, бесконечные взрывы, отсутствие воды. Я остро нуждался в этом. 



Седьмая экспедиция стала этапной чертой, разделившей Димину жизнь на две половины. Очищая территорию от взрывоопасных предметов, он нашел неразорвавшуюся немецкую мину. Спасая других, накрыл ее своим телом. После взрыва пережил клиническую смерть. Выжил, но лишился зрения. 

Самая яркая картина в жизни 

— До сих пор до мельчайших подробностей помню все ощущения, — признается Дмитрий Витальевич. — Когда увидел, что мина сейчас взорвется, понял, что на нее надо падать. Вокруг ребята. Необходимо их спасать. Я наклонился вперед, чтобы упасть на нее. Все произошло машинально. Это были секунды, мгновения. В этот момент я не спускал с нее глаз — она такая сизая. По ней побежали трещинки, быстро побежали, как будто бы паутина упала. Из трещинок возникли язычки пламени — потом белое пятно: взрыва не слышал, но понимал: он был. Перед «пятном», буквально на мгновение, увидел радужное кольцо. Все посерело, почернело, и передо мной возникло очень яркое белое дупло, очень похожее на какой-то выход. Меня тянуло в него. Но чем ближе приближался к нему, тем больше меня воротило, рвало на части. Это самое мерзкое состояние в моей жизни. Вдруг увидел себя со стороны. Подумал: «Его убило». Увидел, как ребята встали с земли, а я нет — остался лежать. Подошли, пытаются поднять меня. Хочу крикнуть: «Не трогайте, ему больно». И тогда я бросился к своему телу. С этого момента стал чувствовать боль… 

Дмитрий Дидоренко

Профессиональные саперы не верят, что при таком взрыве можно остаться в живых. Ведь взорвалась мина — 800 граммов тротила. Врачи насчитали в Димином теле 75 осколков. С этого момента наступила другая жизнь. 

Длинный путь начинается с первого шага 
— Два месяца в реанимации. В тот момент самым главным было не сойти с ума, — вспоминает художник. — Два месяца я просто размышлял, что буду делать дальше, чем заниматься. Если постоянно думать, размышлять, то сама жизнь обязательно подскажет выход. Старый военный принцип. Его придерживался Кутузов (Наполеон не зря называл его хитрым лисом) — зачем ввязываться в драку, если ее можно избежать. Думаю, что в этом и была главная причина его побед. 

Подсказка пришла — не надо ждать, пока зрение вернется, надо работать дальше.
Через четыре месяца после ранения Дима написал свою первую картину «Самый длинный путь начинается с первого шага». Первые 14 работ были выполнены тушью и пером. Но этого было мало. Все последующие он пишет в цвете. А в марте 1992 года открылась его первая выставка, на ней было представлено около 70 полотен, в том числе 12 работ, созданных после ранения. Благодаря настойчивой работе взамен утерянному сформировалось новое зрение — зрение души. Подсчитано, что в своих работах Дмитрий Дидоренко использует 2500 различных оттенков цвета. 

Принцип Мюнхгаузена 

— Когда я смотрю на работы Димы, мне становится стыдно: мы так много жалуемся на жизнь, так часто говорим, что нам плохо, и при этом мы видим этот мир,— рассказывает директор Харьковского художественного музея, искусствовед Валентина Мызгина. — Дмитрий не жалуется, он работает. Каждая работа — это мир, который он знал, знает, узнает. Для нас, специалистов, самое главное, что он был профессионалом до трагических событий и профессионалом остался. Изменился его творческий почерк, но он остался прекрасным колористом, стилистом, он действительно настоящий художник, без каких бы то ни было скидок. 

Сегодня художник активно работает над созданием нового проекта «Память уцелевшего полковника». Кроме живописных работ, в экспозицию будут включены старинные документы, знаки различия, погоны, макеты оружия и другие предметы, дающие представление о русской армии. Все это уже много лет бережно собирается Дмитрием. Его коллекции может позавидовать любой их харьковских музеев. Она станет дополнением к работам художника, поможет зрителям «войти в тему». Кроме этого, посетителей выставки ожидают и другие сюрпризы. Художник планирует представить этот проект на суд харьковчан в течение ближайшего года. 

— Меня несет в водовороте событий, хотя уверен — эти события я формирую сам,— говорит Дмитрий Дидоренко. — Все, что происходит со мной сегодня, я предсказал еще 15 лет назад. Еще тогда я говорил о том, что получу признание, буду выставляться. И с 1995 года как бы работает план Мюнхгаузена — ни года без новых побед. Ежегодно необходимо совершать какой-нибудь новый подвиг. Эти победы приятны, хотя на мою работу существенного влияния не оказывают. Как работал, так и работаю. Работа для меня все — и хобби, и отдых. Если по каким то причинам я день не рисую, то чувствую себя очень плохо. 

Выставка «Вечно рисующий» продлится до 18 января. Ознакомиться с работами Дмитрия Дидоренко можно ежедневно с 11 до 19 часов. 

Уникальный художник 

Сегодня работы Дмитрия Дидоренко находятся в частных коллекциях США и России, в музейных собраниях Украины. Его картинам посвящены десятки публикаций, в том числе во Всеобщей энциклопедии художников (Мюнхен–Лейпциг), его имя занесено в Книгу рекордов планеты. После ранения он принял участие более чем в 50 выставках. В 1995 году Дмитрий Дидоренко стал лауреатом премии А.И. Куинджи в области изобразительного искусства. В 2001-м — обладателем статуэтки, медали и диплома «Ника» от Международного клуба рекордсменов. В 2003-м присвоена стипендия имени С. Васильковского. Дидоренко — член Союза художников Москвы, Международной федерации при Юнеско «Художники — графики России».