Именно когда думаешь о Никулине, вспоминается выражение древних: «Искусство долговечно, а жизнь коротка»Юрий Владимирович Никулин родился в 18 декабря 1921 года.

Его дебют на сцене состоялся еще в школьные годы, когда он участвовал в сценке, где десять мальчиков должны были рассказывать стихи о разных овощах. Маленькому Юре достались слова: «Вот горошек сладкий, зерна, как в кроватке, спят в стручках усатых». Перед самым выходом Никулин так заволновался, что на сцене вместо заученных стихов почему-то произнес: «А вот и репка!» После того, как мальчики вошли за кулисы, учительница сказала Юре: «А ты, Никулин, у нас, оказывается, комик!»

Буквально со школьной скамьи он ушел на фронт, а после окончания войны в 1946 году решил поступать во ВГИК, но ни туда, ни в другие театральные вузы его не приняли. Тогда Никулин решил осуществить свою детскую мечту – стать клоуном. В мемуарах он позже напишет, как впервые пробовался в роли клоуна: «Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном. Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона - маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. В таком виде я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер. Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка пришла в пачке и танцевала. А я - клоун и понял, что должен всех смешить. Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже надо умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и все ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму: «Он у вас что, припадочный?» На другой день у меня болела спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто».

Второй раз в роли клоуна Никулин выступил перед комиссией студии разговорных жанров при Московском цирке и выступил успешно: его приняли. В 1950 году Никулин окончил студию и начал работать под руководством Карандаша, потом в труппе клоунады «Натурщик и халтурщик», которую сочинил его отец. Спустя некоторое время Никулин отделился от группы клоунов и стал выступать один. Вместе с Михаилом Шуйдиным он создал множество сценок.

Со своей женой Никулин также познакомился во время представления: долгое время она работала в паре с артистом, выступая в роли «подсадного» зрителя, а после стала дрессировщицей.

В 1958 году, вопреки пророчеству Института кинематографии, Юрия Никулина пригласили сниматься в кино. Его первая роль была совсем маленькой: он сыграл пиротехника в фильме «Девушка с гитарой». За весь фильм Никулин только и произнес: «Ничего, сейчас вжикнет!» Тогда он чуть было не взорвал себя и своего партнера по сценке М. Жарова. На прощание Никулин пообещал Жарову, что в следующий раз будет гораздо лучше.

Долгое время Никулин играл комедийные роли. Он снялся в фильмах: «Неподдающиеся», «Совершенно серьезно», «Фантазеры», «Семь стариков и одна девушка», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». Долгое время он представал перед зрителем в амплуа комедийного актера, но драматический талант ему все же удалось раскрыть в фильмах «Когда деревья были большими», «Андрей Рублев», «Чучело».

В 1982 году Юрий Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а в 1984 - его директором. После того, как убили директора-распорядителя цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович попросил сына Максима занять эту должность, объяснив ему, что не может рисковать еще чьей-либо жизнью. После смерти Юрия Никулина Максим занял пост директора в цирке. Теперь Максим Юрьевич помогает цирку жить и развиваться дальше.

Об особом отношении отца к цирку Максим рассказывает: «Цирк для него всегда был на первом месте. В цирке работают не ради карьеры, а из-за любви к нему. Здесь и отношения гораздо честнее, чем в других сферах шоу-бизнеса. Каждый делает свое дело, и нет никакой конкуренции, никто не выживает друг друга».

В последние годы своей жизни Юрий Никулин вел телевизионный клуб «Белый попугай», где артисты рассказывали анекдоты. Никулин долгое время собирал анекдоты, а потом выпустил три сборника. После он написал книгу мемуаров «Почти серьезно», к которой подобрал ироничный и емкий эпиграф – слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени».