О том, что кино бывает не только «слезовыжимательным» или развлекательным, напомнит фестиваль документального кино, добравшийся, наконец, и до Харькова. С 24 по 29 ноября в кинотеатре «Бомеръ» пройдет II международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека. Украинский контекст».

Не хотелось бы в очередной раз начинать с того, что есть у «них» и чего нет у «нас», однако у «них» о существовании прав человека знают уже давно и так же давно снимают об этом кино. В Украине же подобный фестиваль проводится всего второй раз. Появился он в 2003 году и задумывался как ежегодный. События же две тысячи четвертого были похлеще любого видео. Украина тогда сама превратилась в одно сплошное кино по защите прав человека. Поэтому проведение второго фестиваля и отложили до лучших или, вернее сказать, более спокойных времен. В марте этого года таковые времена наступили: фестиваль стартовал в Киеве и, прокатившись практически по всей Украине, добрался до Харькова.
По словам генерального продюсера Геннадия Кофмана, у фестиваля есть несколько табу: не сотрудничать ни с какими политическими партиями, не принимать фильмы дидактического и пропагандистского характера. Главный критерий оценки фильмов — творческая составляющая.
Фестиваль неконкурсный — наряду с лентами начинающих документалистов будут демонстрироваться фильмы мэтров: пусть смотрят и учатся делать качественное документальное видео. 28 ноября будет демонстрироваться фильм одного из таких мэтров — киевского режиссера Сергея Маслобойщикова — «Люди з майдану. Newseremos!». Хотя фильм имеет вот такое политически-эпатажное название, он больше о людях, чем о борьбе красок на Майдане.
Есть на фестивале и фильмы, которые запрещены к просмотру в других странах. Среди них итальянский фильм «Господин Берлускони», который запрещен к показу на родине: не понравилось г-ну Берлускони, в каком свете показали его отечественные киношники: «Нам показалось, что будет очень актуальным в начале этой украинской весны показать, что происходит с масс-медиа в случае их монополизации», — комментирует Геннадий Кофман. Еще одного «не-пророка в своем отечестве» привез на фестиваль белорусский режиссер Юрий Хачеватский. Фильм называется «Обыкновенный президент» и повествует о жизни бессменного Александра Лукашенко, который в гневе и стул на голове может разбить, как это и произошло в случае с неугодным режиссером. Это вам не Италия.
Не обошлось на фестивале и без скандалов. После киевского показа двух китайских фильмов о проблемах прав человека в Тибете — «Сеульский поезд» и «Преданность и отпор» — китайское посольство потребовало снять их с проката. Никаких
проблем с соблюдением прав человека в Тибете, мол, нет, а все, что было показано — гнусная ложь и клевета. Фильмы, конечно же, с проката не сняли и до Харькова довезли.
Еще одна излюбленная документалистами категория фильмов — фильмы о людях, которых мы называем «неполноценными», и зачастую не только забываем об их существовании, но и о том, что они тоже могут иметь права. Один из таких фильмов — «Другие» режиссера Максима Суркова — рассказывает о детях, больных аутизмом. Завершать фестиваль будут два фильма из той же категории. Это фильмы о глухонемых и для глухонемых. Ленты привезли к нам два петербургских режиссера — Николай Макаров и Павел Медведев. Названия фильмов, как это ни парадоксально, «говорящие» — «Я глухой» и «Свадьба тишины».
Из 57 фильмов в Харьков до-ехали 30. Все эти фильмы, по выражению Генадия Кофмана, не терпят просмотра «спиной» перед телевизором. Все они непросты для восприятия. Хотя, с другой стороны, может, на пять дней все же оторваться от привычной бездумности домашнего экрана и попробовать помыслить?