Харьковская художница Оксана Солоп перелистнула горькую страницу – воспоминания о детстве и родном доме в Луганске. Проект «Дом, милый дом» стал для художницы терапевтическим – помог ответить на волновавшие ее вопросы. Сейчас Оксана Солоп ищет новые смыслы.

Оксана Солоп родилась в Луганске, живет и работает в Харькове. В 2011 году окончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, еще студенткой участвовала в международных выставках в Китае, Корее, Испании.

Сублимация чувств и рефлексия


Одна из недавних колоритных серий художницы – «Сублимация чувств». Проект стартовал три года назад. «Сублимация чувств» создана в декоративно-прикладной технике декупаж: фотографии переведены на дерево. В этой серии много аппетитных подсолнечных семечек или по крайней мере того, что от них осталось.

– Так сложилось, что во время дружеских посиделок на даче мы часто лузгали семечки, – рассказывает художница. – Как-то в очередной раз собрались, а одна из подруг не приехала. Сначала я послала ей фото с сердечком, выложенным семечками, но она так пи не появилась. Тогда я отправила ей снимок сердечка из шелухи от семечек, съеденных без нее. Позже я начала фотографировать семечки и все, что с ними связано – посиделки с на даче, бесконечные как семечки разговоры. Эта серия – сублимация моих
чувств к друзьям и даже рефлексия на данную тему.

Хотелось закрыть гештальт


Из семечек в конце 2018 года родился и следующий проект Оксаны Солоп – «Хоум, світ хоум» («Дом, милый дом»). В ностальгически теплой и одновременно горькой серии художница представила ряд коллажей и три мрачных угольно-черных объекта из густо приклеенных семечек: разрушенный дом без крыши, зловещий ворон и красноречивый череп.

– Работая над этим проектом, мне хотелось закрыть для себя гештальт на тему моего родного Луганска, – признается Оксана Солоп. – Изучая эту тему, я увидела на YouTube короткое видео, снятое в 2014 году: возле дома, где я жила, дворник подметал стекла от выбитых снарядом окон. В видео был ракурс на подъезд и слышен звон стекол. Это сильно меня впечатлило, и я начала заниматься данной серией. «Хоум, світ хоум» – это коллажи в технике декупажа. Я сканировала фото семечек и в фотошопе делала коллажи. Изображала знаковые места в Луганске, которые всплывали в памяти: терриконы, типичный панельный дом на улице Якира, в котором я жила, семейные фотографии – я с родителями, черно-белые фото бабушек и прабабушек. Их лица я закрыла семечками, будто своеобразной маской. Эта серия построена на символизме. С детства подсолнухи были для меня символом солнца и счастья. Семечки в «Хоум, світ хоум» – символ того, что должно было прорасти, но в таких условиях не проросло. Этот проект – однозначно трагический. Но в моих работах – искреннее выражение чувств. Я использовала эти работы как терапевтический метод, чтобы разобраться с вопросами: что является настоящим домом, что на самом деле я чувствую по отношению к своему прошлому? Теперь эта тема для меня отчасти уже закрыта. Хотя, конечно, для меня она не будет закрыта никогда, как бы я ни пыталась. Нам нужно лишь признать, что наш дом всегда в опасности, и верить, что семена должны найти себе землю.

Серия «Дом, милый дом» демонстрировалась в Харьковской муниципальной галерее, затем работы были презентованы в масштабном проекте «Штучний біль» в Польше и в ЦСИ «Ермиловцентр».



Перейти на светлую сторону


Сейчас художница работает над новой серией работ.

– С семечками пока стоп. Проект «Хоум, світ хоум» завершился. Надо жить дальше и смотреть вперед. Я ищу новые смыслы. Хочу перейти на светлую сторону, – делится Оксана Солоп. – В новой серии работ создаю коллажи из фотографий обнаженных тел. Этот проект совсем не мрачный. Он более светлый и оптимистичный. Одна из работ так и называется: «Смотреть только вперед».

– С художницей Оксаной Солоп мы работаем давно, – делится директор центра современного искусства «Ермиловцентр» Наталья Иванова. – Оксана принимала участие в первых резиденциях нашего центра, которые проходили в рамках форума «ПогранКульт/ГалицияКульт», и во многих выставочных проектах. Это эмоциональная и чувственная художница, склонная к постоянной рефлексии. Именно поэтому проекты «Сублимация чувств» и «Хоум, світ хоум» появились в ее творчестве неслучайно. Художница работает в нескольких техниках: линогравюра, фото, коллаж, выжигание, создание объектов и инсталяций. В ее изображениях тесно переплеплетаются фигуративные мотивы, уличная эстетика, интерес к советскому прошлому. А материалом для нанесения изображений служит обычная фанера, которая становится носителем перенесенного на нее опыта автора, опыта уникального и неоднозначного. Работы Оксаны Солоп – мир образов и чувств. И, несмотря на очень личную составляющую, зритель всегда найдет в работах этой художницы то, что затронет душу.