Чем театр завораживает фотографов? Какие секреты открывает фотокамере сцена? Об этом рассказали харьковские авторы, ставшие победителями международного конкурса театральной фотографии «Театр в фотообъективе».

В международном конкурсе театральной фотографии «Театр в фотообъективе» (Theatre Exposed) участвовали и профессионалы, и любители. На конкурс принимали работы в нескольких категориях: арт; портрет; движение в искусстве; ретро; опен (экспериментальная) фотография. Победителей определяло международное жюри: режиссеры, художники, руководители театров, артисты, фотографы из разных стран с многолетним профессиональным опытом и репутацией. Из-за пандемии у организаторов было много сомнений. Тем не менее конкурс состоялся.

– Нас поддержали фотографы из 19 стран мира, – рассказывает куратор конкурса «Театр в фотообъективе» Ирина Аверина. – Украину представили авторы из Днепра, Киева, Львова, Мариуполя, Николаева, Харькова, Хмельницкого, Кривого Рога и Одессы. Всего мы получили 1273 фотографии.

По итогам конкурса жюри выбрало 174 работы в пяти категориях. Кроме того, по итогам онлайн-голосования были определены призы зрительских симпатий, а еще учреждены специальные призы жюри и организаторов. Среди лидеров оказались четверо харьковских авторов – Маргарита Корнющенко, Ирина Деркач, Сергей Лошатинский, Екатерина Погребная. Мы пообщались с двумя победительницами.



Любитель завоевал Гран-при среди профессионалов


Харьковчанка Маргарита Корнющенко получила на конкурсе сразу три награды среди профессионалов. Гран-при в опен-категории, а также второе и третье места в номинациях «Арт» и «Движение в искусстве». Заметим, Маргарита Корнющенко – фотограф-любитель, но все три статуса получила именно среди маститых профи.

– По образованию я филолог, прямого отношения к театру не имею. Просто люблю театр, и в определенный момент только лишь наблюдать за процессом стало неинтересно. Захотелось быть вовлеченной чуть больше, чем на уровне простого зрителя. Начала фотографировать, увлеклась, – делится Маргарита Корнющенко. – Я много лет общаюсь с режиссером Александром Ковшуном. Он абсолютно мне доверяет, допускает до самых глубинных процессов создания своих спектаклей.



Харьковчане смогли показать уровень


Как же фотограф-любитель оказался в группе профессионалов? Выяснилось, что харьковчанка сознательно пошла на риск. Она была готова к поражению, главное – состязаться с самыми сильными мастерами.

– На одесском конкурсе есть четкое разделение между профессионалами и любителями. С моральной точки зрения, с точки зрения оценки своего статуса назвать себя профессионалом я не могу. Но надо было выбирать. Мне не хотелось соревноваться с фотографами любительского уровня. Решила, что надо переступить через стеснение, назваться профессионалом и участвовать именно в этой группе. Я сознательно шла на такой шаг, не зная, стану ли в конкурсе первой или последней. Там было очень авторитетное международное жюри, а конкуренция была очень жесткой. Тем не менее харьковчане смогли показать свой уровень.



Съемки в театре – это всегда вызов


Ирина Деркач получила два специальных приза организаторов среди профессионалов. Она занялась театральной фотографией относительно недавно.

– Энергично и много снимаю в театре года три, – рассказывает Ирина Деркач. – Но дух сцены мне близок уже много лет. Мои дети занимались народными танцами, я сопровождала их на выступлениях и фотографировала. Когда дети выросли, наступил вакуум, а мне хотелось снова почувствовать атмосферу сцены. Так я начала снимать в Доме актера, где в тот момент работали около двух десятков театров.

Съемки в театре – это всегда вызов, испытание на прочность, считает фотограф.

– Обычно в театре очень темно или большая разница в экспозиции: один актер освещен, все остальное тонет в темноте. Кроме того, во время спектакля ты не можешь перемещаться, хлопать затвором фотоаппарата – чтобы не нарушать атмосферу и не мешать зрителям. А на репетициях нет бешеной энергетики, которой артист питается от зрительного зала, и нет той правды жизни, которую мы видим в спектакле, – считает фотограф. – Эта сложность меня и увлекает, вызывает спортивный интерес. Интересно разгадать загадку – замысел режиссера. Любопытно, как видит себя актер, совпадает ли это с моим видением. Я стараюсь открывать для себя что-то новое, замечать новые тени. Иногда целенаправленно повторно прихожу на спектакль, чтобы снять то, что не увидела в прошлый раз. И каждый раз получается по-новому.





У каждого снимка свое настроение


Интересно, что на снимках разных фотографов, сделанных на одних и тех же спектаклях, могут быть абсолютно разные настроения.

– Как-то снимала спектакль «Ужин на троих» театра «Новая сцена» параллельно с другим фотографом. У него получились веселые снимки, которые давали намек на комедию. В моих работах нашла отражение трагедия. Речь в постановке шла о женщине и трех мужчинах в ее жизни. Женское и мужское восприятие оказалось разными, в результате получились две точки зрения, – говорит Ирина Деркач.

К слову, на прошлогоднем международном конкурсе Ирина Деркач получила Гран-при.

– Конечно, получить главную награду престижно и приятно, – говорит фотограф. – В прошлом году за мою работу проголосовали все члены жюри, а в этом – мои снимки получили меньше голосов. Я отношусь к этому спокойно. Иногда работы для конкурса очень сложно выбирать. Мои самые любимые работы могут оказаться не очень эффектными для конкурса. Но мне нравится участвовать в творческом состязании, знакомиться с другими фотографами и радоваться успехам наших ребят.