Больные начнут умирать дома от обычного прыща – таковы могут быть последствия лечения коронавируса в Украине, предупреждают специалисты. Как лечиться дома человеку, который подхватил коронавирус, выяснял «Вечерний Харьков».

Подцепив коронавирусную инфекцию, пациент нередко остается один на один со страшным вирусом. Несмотря на имеющиеся протоколы лечения Covid-19, семейные врачи часто-густо назначают совершенно неадекватную терапию, «спасая» пациента либо витаминчиками, либо абсолютно ненужными антибиотиками. В результате человек в тяжелейшем состоянии попадает в стационар. Если, конечно, попадает, поскольку коронавирусным больным сплошь и рядом отказывают в госпитализации даже с низкой сатурацией.

Сначала нужно сделать ПЦР-тест


Почувствовав недомогание, слабость, лихорадку и ломоту во всем теле, человек впадает в панику: что делать, куда звонить, какие анализы сдавать, чем лечиться, вызывать ли скорую помощь? Алгоритм действий больного, который лечится от коронавируса дома, «Вечернему Харькову» рассказал врач-анестезиолог, профессор, заведующий кафедрой анестезиологии и интенсивной терапии ХМАПО Владимир Корсунов.

– При подозрении на заболевание – как только у человека появились недомогание, повышенная температура, дискомфорт в груди, лихорадка, возможно, пропали обоняние и вкус (тем более если он знает о возможном контакте с больным коронавирусом), – первым делом нужно сделать ПЦР-тест, который либо подтвердит либо опровергнет диагноз, – советует врач. – Когда у вас есть положительный результат, подтверждающий наличие коронавирусной инфекции, это облегчает дальнейший путь в случае возможной госпитализации. И, соответственно, такого пациента уже можно лечить целенаправленно, зная точно, что у него Covid-19, а не какая-либо другая причина нездоровья. Остальные болезни тоже ведь не исчезли.

Безусловно, важна максимально ранняя самоизоляция.

– Хотя бы отдельная комната в квартире (по возможности), ношение маски, – говорит специалист.

Что принимать?


Если температура поднимается выше 38 градусов и пациент плохо ее переносит, можно принимать жаропонижающие препараты.

– Согласно протоколу, это либо парацетамол, либо ибупрофен, – продолжает Владимир Корсунов. – Однако ибупрофен небезопасен для пациентов с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями почек – для них доза должна быть ограничена до 1200 мг в сутки. Парацетамол же безопасен для всех категорий пациентов.

Конечно же, необходимо обильное питье, теплое или холодное – без разницы.

– Опять же, если нет противопоказаний, – уточняет врач. – Это может быть, например, застойная сердечная недостаточность с отеками, хроническая почечная недостаточность с отеками.

Широко разрекламированные витамины С и D, минералы цинк, селен и прочие препараты принимать можно, но их эффективность при лечении Covid-19 научно не доказана.

– Они получили популярность в связи с Вирджинским протоколом одного из ведущих специалистов по интенсивной терапии, профессора Пенсильванского университета (США)  Пола Марино, который предложил использовать витамин С, витамин D3, цинк, вита-мелатонин. Но в наши протоколы лечения Covid-19 они не входят. Так что пациент может принимать их по желанию. Фактически роль этих препаратов неясна, доказательств того, что они оказывают положительное влияние на течение болезни, нет. Есть только гипотетические представления, что они могут помочь, – говорит Владимир Косунов.

Когда переходить к антибиотикам


По мнению Владимира Корсунова, в течение первой недели болезни ни в коем случае не стоит принимать антибиотики и соглашаться на лечение кортикостероидами (стероидными гормонами).

– В протоколе четко прописано, что антибиотики назначаются только в случае подозрения или наличия доказанной бактериальной инфекции, – говорит врач. – Подтверждается она на основании специфических анализов крови. О наличии бактериальной инфекции свидетельствует повышенный прокальцитонин в крови. И семейные врачи обязаны это знать, поскольку все это прописано в протоколе.

Тем не менее многие из них зачастую назначают антибиотики по поводу и без.

– Этим грешат не только семейные врачи. Во всех стационарах продолжается такая же политика, – замечает Владимир Корсунов. – Всем больным назначаются антибиотики и не отменяются даже в тех случаях, когда показаний для их применения нет.

Это грозит катастрофой, предупреждает врач.

– Все закончится антибиотикорезистентностью, когда больные у нас начнут умирать дома от обычного прыща на заднице, вызванного резистентными микроорганизмами. А на них уже ни один антибиотик действовать не будет, – предупреждает Владимир Корсунов. – И это будут последствия лечения Covid-19 в Украине, это наше будущее. И оно уже наступает, это будущее. К сожалению.

За чем наблюдать?


Каждый пациент, который заразился коронавирусной инфекцией, должен иметь индивидуальный пульсоксиметр, чтобы несколько раз в день измерять сатурацию.

– Снижение сатурации ниже 95% свидетельствует о развитии дыхательной недостаточности, – отмечает специалист.

Кроме того, в привычку должно войти ежедневное измерение температуры.

– В течение первых пяти-семи дней болезни температура может быть повышенной – это не повод для беспокойства. А вот если повышенная температура, особенно значительно повышенная – до 38 градусов и более, – держится на второй неделе болезни, а также если возобновляется лихорадка после нескольких дней нормализации температуры к началу второй недели, это свидетельствует о том, что развивается синдром цитокинового шторма, то есть гипериммунный ответ организма, – предупреждает Владимир Корсунов.

Именно больные, у которых начинает снижаться сатурация и сохраняется лихорадка на второй неделе болезни, по его мнению, нуждаются в терапии.

– Это и антикоагулянты, и кортикостероиды, и кислород , – уточняет врач.

Когда звонить в скорую?


По словам врача, основанием для госпитализации является необходимость кислородотерапии – снижение сатурации ниже 92%.

– Данные показания не выполняются, потому что скорая, к сожалению, не в состоянии госпитализировать всех, кто в этом нуждается. В определенные периоды больных просто некуда везти – больницы не принимают, – отмечает Владимир Корсунов. – Сейчас идет спад и, возможно, количество больных уменьшится, тогда госпитализировать будут более либерально – тех, кому это необходимо.

Пока же по факту у нас не могут госпитализировать даже людей, у которых сатурация 35%.

– Люди звонят мне с просьбой найти концентратор. Я спрашиваю: «Какая сатурация?». Говорят, что 35. А тут уже концентратор не поможет. Это уже показания для вентиляции легких, а не для концентратора. «Вызывайте скорую», – говорю. А мне в ответ: «Мы вызываем, но нас не забирают, говорят, что нет мест». И это обычная история, такие ситуации случаются изо дня в день, – рассказывает врач. – Так вот ответ на ваш вопрос: «Когда вызывать скорую?» – когда больной начинает задыхаться, когда у него сатурация снижается ниже 90%, точно нужно пытаться его госпитализировать.
 

Пациенты не могут получить лечение


Высокую смертность от коронавируса в регионе Владимир Корсунов связывает именно с тем, что пациенты, которым можно помочь, не имеют возможности вовремя лечь в больницу и получить соответствующее лечение.

– А госпитализация с сатурацией 35% – это уже, по сути, промежуточный этап перед летальным исходом, – считает профессор. – Потому что больным, которые дошли до такого состояния, помочь практически невозможно.

Между тем, как отмечает специалист, сама по себе бактериальная инфекция не является прямым основанием для госпитализации.

– Вы же ангину, например, лечили антибиотиками дома? Необязательно всех больных с ангиной укладывать в больницу. Так и здесь – просто нужно выявить инфекцию и назначить адекватное лечение. В протоколах все прописано: какие антибиотики назначать на амбулаторном этапе, какие – в стационаре, – говорит врач.