Утверждены рекомендации Управлению образования Харьковского городского совета и районным управлениям образования. Основанием для них послужила резолюция расширенного педагогического совета. Но нынешний педагогический форум отличался от предыдущих: он впервые прошел с участием врачей. Проблема детской заболеваемости назрела.
По словам начальника Управления образования Харьковского городского совета Николая Андреева, показатели состояния здоровья детей неутешительны: по сравнению с данными десятилетней давности количество больных детей увеличилось в 1,7 раза. Больше половины малышей, посещающих детские сады, уже имеют соматическую патологию: в основном — болезни костно-мышечной системы, органов зрения и органов пищеварения. Предполагается, что этот учебный год пройдет под знаком сохранения здоровья детей.Напомним, что накануне учебного года состоялся расширенный педагогический совет, участники которого поставили перед собой задачу создания в детских учреждениях условий для формирования здоровья детей. Коллективными усилиями начальники районных управлений образования и охраны здоровья, представители городской санитарно-эпидемиологической станции, руководители детских учебных учреждений, психологи, учителя, врачи, родители и даже сами дети решали насущную проблему приобретения знаний без ущерба для здоровья. Во время проведения совета активно работали секции директоров «Школ содействия здоровью», завучей по воспитательной работе, врачей, психологов, начальников управлений. Плодом совместной работы разных специалистов стали вполне конкретные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей.
Одним из главных принципов новой концепции образования должна стать кардинальная перестройка отношений между учителем и учеником. К счастью, довольно необременительный подход некот орых педагогов к детям, строящийся по схеме «начальник — подчиненный», должен кануть в Лету. Конечно, консервативным и — чего греха таить — бесталанным учителям легче «построить» учеников, чем подобрать к каждому из них ключик. А между тем от амбиций авторитарного учителя наверняка проигрывает качество учебы, формируется соответствующее отношение школьника к обители знаний. Но не только. Страдает и душевное здоровье ученика. Для специалистов не секрет, что конфликты с учителем немало травмируют психику ребенка, и ученик может отреагировать на них самым непредсказуемым образом. Поэтому индивидуальный подход к каждому ребенку ставится нынче во главу угла учебного процесса.
Предлагается также улучшить саму систему медицинского обслуживания школьников, вернее, кардинально перекроить ее. Сейчас немалой проблемой для школы является отсутствие в штате врачей и медсестер. Получается, что медики вроде бы есть, но, как правило, приходящие, потому что числятся не за школой, а за поликлиникой, которая обслуживает район, где находится учебное заведение. «Вольный полет» медработников часто чреват тем, что в нужный момент экстренную медицинскую помощь оказать ребенку некому. И если медсестры смену в школе отрабатывают, то врача иногда днем с огнем не сыщешь. Поэтому рекомендации расширенного педагогического совета были однозначными — ввести должность врача и медсестры в штатное расписание школы. Особенно волнует фактическое отсутствие медперсонала директоров школ содействия здоровью, — они и внесли это предложение. Врачи же, в свою очередь, предложили создать районные медико-педагогические службы в составе медицинских работников, логопедов, валеологов, социальных педагогов. Идея состоит в том, чтобы создать центры, куда родители и дети могут обращаться со своими проблемами.
Представители районов стали инициаторами проведения единого городского Дня здоровья детей. До сих пор школы проводили его обособленно, теперь же они решили объединить усилия. Немалое беспокойство вызывает у специалистов и все возрастающая учебная нагрузка школьников. В результате скрупулезного подсчета количества времени, которое затрачивает школьник на обретение знаний, выяснилось, что старшеклассник (если он не двоечник, конечно) трудится даже больше, чем работающий взрослый. Поэтому научно-методическому центру поручено подготовить рекомендации по рациональной организации урока и объему домашних заданий.
Оказалось, что дети тоже неравнодушны к собственному здоровью — они внесли массу предложений. Созданная относительно недавно детская школьная организация приняла в работе педсовета самое активное участие. Особые требования школьники предъявили средствам массовой информации — они хотели бы видеть на страницах газет и экранах телевизоров больше пропаганды здорового образа жизни, а не наоборот. Но современные детишки пекутся не только о себе: они озабочены также здоровьем своих родителей и учителей. Дети выступили и инициаторами в организации широкого волонтерского движения. Школьники горячо отстаивали и свое законное право на рекорды. Для этого они использовали весьма эффективные аргументы: сфотографировали самые разные — и в образцовом (их, конечно, было гораздо меньше), и в удручающем состоянии — спортивные детские площадки и залы, принадлежащие школам. Демонстрируя участникам педсовета снимки, они задали каверзный вопрос: какие из этих сооружений можно считать пригодными для занятий? Директора школ полностью поддержали их, высказав тревогу из-за нынешнего полуаварийного состояния обветшавших помещений, давно отживших свой век спортивных снарядов и подтвердив необходимость их обновления. Педсовет пошел навстречу пожеланиям детей и руководству учебных заведений и рекомендовал районным управлениям образования обратить пристальное внимание на обновление спортивных залов — для того, чтобы там эффективно проводить не только уроки физкультуры, но и внеурочные занятия в секциях. Физическому развитию детей планируется теперь уделять побольше внимания: до сих пор дети с различными заболеваниями были освобождены от физкультуры, теперь же для них рекомендовано организовать специальные занятия. Кроме того, для всех учеников планируется разработать и внедрить в учебный процесс комплексы упражнений с целью профилактики заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психических недугов.
Работники образования и медики высказались за непременное привлечение и родителей к проблеме здоровья их детей. Для этого планируется организовать программу «Здоровая семья — здоровый ребенок». Для достижения этой цели предполагается устраивать в школах лектории, приглашать медиков для освещения важных проблем. Такие мероприятия, с учетом занятости мам и пап, скорее всего, будут проводиться
во время родительских собраний.