Процедура проведения внешнего независимого оценивания остается неизменной, а вот сама система сдачи экзаменов в нынешнем году претерпела существенные изменения. В чем особенность ВНО этого года и как дистанционное обучение может сказаться на оценках абитуриентов, выяснял «Вечерний Харьков».

На протяжении 14 лет в процедуре проведения ВНО никаких изменений не произошло, отмечает директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования (ХРЦОКО) Александр Сидоренко.

– Есть четко определенный алгоритм: когда нужно прибыть на пункт оценивания, что можно и чего нельзя там делать, что можно иметь при себе... Эта процедура не меняется и не должна вызывать лишних волнений у абитуриентов, – говорит директор ХРЦОКО.


Что запрещено во время ВНО


В пункте оценивания запрещено общение с другими участниками. Абитуриент может быть лишен права на продолжение работы над тестом, если он мешает другим, или общается с ними, или передает им какие-то предметы или материалы.

Нельзя иметь при себе средства связи. Участник ВНО обязан покинуть аудиторию, если выяснится, что он взял с собой телефон, устройство считывания, обработки, хранения и воспроизведения информации, печатные или рукописные материалы, не предусмотренные процедурой тестирования. Абитуриент лишается права проходить тестирование при наличии даже выключенного телефона. Также его работа может быть аннулирована уже после прохождения тестирования, если выяснится, что он имел при себе телефон во время выполнения теста.

Недопустимо также опоздание. Допуск в пункт тестирования начинается за 45 минут и прекращается за десять минут до начала ВНО. Любое опоздание сделает невозможным прохождение теста.

Абитуриент не может самостоятельно прекратить работу над тестом. Решение принимается коллегиально уполномоченным лицом, ответственным за пункт тестирования, и старшим инструктором соответствующей аудитории.

Во время ВНО участники имеют право с разрешения старшего инструктора выйти из аудитории до окончания работы над заданиями. Однако время, которое участник провел за пределами аудитории, не прибавляется ко времени, отведенному для выполнения теста. Одновременный выход нескольких участников ВНО из одной аудитории до завершения работы запрещен.

Литература программисту без надобности


Однако с 2021 года существенно меняется система сдачи ВНО. В частности, желающим пройти тестирование дали выбор: сдавать только украинский язык или украинский язык и литературу.

– Теперь это два разных предмета – «Украинский язык и литература» и «Украинский язык», – объясняет Александр Сидоренко. – В тестах по «Украинскому языку и литературе» будут задания по языку и литературе, а в тесте по «Украинскому языку» – только по языку с определенными заданиями на элементарные знания литературы.

По словам директора ХРЦОКО, это сделано потому, что на протяжении последних лет в обществе – в частности среди преподавателей вузов – бытует мнение, что университеты теряют часть перспективных специалистов и даже ученых в технической сфере из за того, люди, выбравшие технические специальности, имеют определенные проблемы с литературой.

– Поэтому предмет «Украинский язык» внедрен и его выбрали абитуриенты, которые будут поступать на технические специальности. В перечне профильных предметов приемных комиссий всех университетов, где есть технические специальности, прописано, что им необходимо предоставить сертификат по украинскому языку, – говорит Александр Сидоренко. – Безусловно, это в определенной мере упрощает подготовку к ВНО абитуриентам, которые видят себя электронщиками, компьютерщиками, программистами, инженерами, механиками и т.д.

Кому пригодится математика?


Еще одна новация – два уровня сложности тестов по математике.

– Все выпускники во время ВНО проходят еще и государственную итоговую аттестацию (ГИА) – то, что когда-то называлось выпускными экзаменами в школе. Два предмета – «Математика» и «Математика уровня стандарта» – отличаются тем, что второй предмет внедрен для тех участников ВНО, которые не поступают в вузы – им необходимо просто получить свидетельство об общем среднем образовании, – рассказывает Александр Сидоренко. – Те же, кто поступает в вузы, выбирают предмет «Математика». Если человек зарегистрировался на предмет «Математика уровня стандарта», он не сможет поступить в заведение высшего образования.

Однако в этом году, как и в прошлом, ГИА в связи с карантином отменили.

– Верховная Рада приняла изменения в закон, которые позволяют выпускнику школы не сдавать ГИА, а получить ее по итогам обучения в 11-м классе, – говорит Александр Сидоренко.

Справедливо ли это – вопрос дискуссионный, считает он.

– Я полагаю, что всем нужно сдавать математику, нужно проходить государственную итоговую аттестацию. Однако коронавирус, проблемы с организаций учебного процесса укоренили мнение в обществе, что можно обойтись без ГИА, а получить оценку по итогам годовой работы выпускника, – говорит Александр Сидоренко.

Для тех, кто все-таки захочет сдать ГИА, такая возможность будет.

– Будут подготовлены пункты для тех абитуриентов, которые выбрали математику уровня стандарта. То есть они имеют полное право не сдавать экзамен по данному предмету, но также имеют право сдать его в формате ВНО, – уточняет директор центра.

Основная сессия стартует через неделю


В этом году основная сессия ЗНО начнется 21 мая с тестирования по химии, а далее по графику: 24 мая — тестирование по испанскому, немецкому, французскому языкам; 25 мая — по английскому языку; 28 мая — по математике; 1 июня — по украинскому языку, украинскому языку и литературе; 4 июня — по истории Украины; 7 июня — по физике; 10 июня — по биологии; 15 июня — по географии.

Результаты должны быть опубликованы на информационных страницах участников тестирования до 30 июня, а именно: до 4 июня — по химии; до 18 июня — по иностранным языкам; до 22 июня — математика; до 25 июня — украинский язык, украинский язык и литература, история Украины, биология; до 30 июня — по географии.

Дополнительная сессия состоится с 29 июня по 16 июля (регистрация стартовала 6 мая). О результатах будет сообщено не позднее 25 июля.
 

Безопасность пунктов тестирования обеспечена


Безопасность в пунктах приема будет обеспечена, заверяет директор Харьковского регионального ЦОКО – соответствующая работа уже ведется.

– Кабмином выделены определенные средства. ХОГА, по моей информации, получила один миллион 200 тысяч гривен для обеспечения пунктов ВНО, расположенных в общеобразовательных учетных заведениях, полным комплектом необходимых средств – начиная от бумажных полотенец и заканчивая защитными щитками для медработников. Что касается вузов, то для них Харьковский региональный центр самостоятельно закупил все необходимое, – рассказывает Александр Сидоренко.

Кому дистанционка – не помеха в получении знаний


По словам Александра Сидоренко, дистанционная форма обучения неоднозначно отразилась на выпускниках. Кому-то она пошла в плюс, позволив подготовиться именно к тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз, а для кого-то стала настоящим препятствием в получении необходимых знаний. Многое зависит от ученика.

– Такая категория, как качество образования, индивидуальна для каждого человека. Естественно, условия, в которых мы работали в этом учебном году и в конце прошлого, нормальными не назовешь. Безусловно, это не является устоявшимся ритмичным учебным процессом, который был характерен для работы школы в обычных условиях. Но в нынешнем году многие педагогические коллективы адаптировались и предоставили возможность школьникам получать качественные знания. Именно предоставили возможность, то есть каждый взял столько знаний, сколько захотел, – отмечает Александр Сидоренко. – Конечно, школьникам в сельской местности, где нет постоянного интернета, несколько сложнее. Интернет можно эффективно использовать в учетном процессе, когда он соответствует и по скорости, и по качеству, и по доступности. А у нас многие райцентры не имеют устойчивой интернет-связи.

Тем не менее, отмечает директор ХРЦОКО, по итогам ВНО 2020 года в Украине в целом и на Харьковщине в частности количество абитуриентов и количество двухсотбалльных оценок выросло в разы.

– Абитуриентов, которые получили максимальную оценку в 200 баллов, стало существенно больше. Даже при отсутствии глубоких социологических исследований причины этого явления лежат на поверхности. Все дети, набравшие по 200 баллов, говорили о том, что на дистанционном обучении они  имели прекрасную возможность готовиться именно к тем предметам, которые решали их судьбу. Они имели возможность сосредоточиться на тех трех или четырех предметах, оценки по которым необходимо предъявлять в приемную комиссию. Мальчик из одной харьковской школы рассказывал мне, как здорово, что его никто не отвлекал на олимпиады и турниры в школе. То есть теперь все желающие имели возможность использовать необходимые ресурсы, в том числе электронные, работать в определенных группах детей, с определенными преподавателями, чтобы достигнуть тех результатов, к которым стремились, – утверждает Александр Сидоренко. – Для тех, кто хочет иметь знания, проблем с дистанционкой нет.

Другое дело – учащиеся, которые привыкли работать в четком алгоритме конкретного режима и находятся под постоянным родительским контролем.

– Многие привыкли получать знания только на уроке, где учитель их бесконечно понукает, и под жестким родительским контролем: «Это я должен сделать – это у меня проверят, а вот то делать не обязательно...». Такие дети могли и не добрать того объема знаний, который могли бы получить в условиях жесткого контроля, четкой регламентации учебного процесса, – считает Александр Сидоренко.

Какова судьба двухсотбалльников?


Кстати, по словам Александра Сидоренко, дети, которые набирают на ВНО 200 баллов, суперуспешны.

– Они учатся в престижных университетах, они легко преодолевают обучение не в одном университете, а как минимум в двух. Как правило, уже со второго-третьего курса они востребованы в разных фирмах и на предприятиях, работающих по современным методикам. И речь не только о компьютерной сфере. Это и рекламное дело, и филология, в том числе иностранная, и прочее. Такие люди, как правило, продолжают свою деятельность в науке, достигают существенных вершин.