Все признаки приближения Нового года налицо — грандиозные автомобильные пробки, предпраздничная суета, Деды Морозы и Снегурочки на улицах города, елочные базары, уличные лотки с «дождиком» и гирляндами и, конечно же, заманчивые надписи в нарядных витринах магазинов: «Внимание! Новогодние и рождественские распродажи! Скидки до 70%!» Как такое может быть? Торговцы что — себе в убыток работают?

Как такое может быть? Торговцы что — себе в убыток работают?

В один из декабрьских дней, проходя мимо сияющих витрин магазинов, увидела на манекене блузку, о которой мечтала почти месяц, но все не решалась выложить за нее кругленькую сумму. И вдруг такая удача — «Новогодняя скидка — 50%». Ну как тут не зайти? Правда, в торговом зале настроение у меня несколько подпортилось. Оказывается, вполовину дешевле стоили блузки только самых неходовых размеров — XS, например, который впору разве что ребенку. Но раз зашла, не уходить же с пустыми руками. На вожделенную блузку денег по-прежнему не хватало, зато в соседнем отделе можно было приобрести два симпатичных свитерочка по цене одного. Что ж, прекрасные обновки к Новому году! Домой пришла в отличном настроении, однако пребывала я в нем недолго… Примерив обновки, поняла, что один из свитерочков-то бракованный. И назад не вернешь — надпись в магазине гласила: «Товар со скидкой возврату и обмену не подлежит!!!». Что же это: банальное невезение или хитро расставленная ловушка? Итак, вооружаемся знаниями, чтобы не выглядеть простаками и не попадаться на крючок праздничных распродаж. 

Скидки до 70%? Не обольщайтесь! 
Во-первых, вы уверены, что скидка вообще есть?.. Многие магазины используют популярные слова «скидка» и «распродажа» всего лишь для заманивания денежного клиента. Механизм надувания покупателей прост: за несколько дней до начала акции цена на товар вдруг вырастает, положим, на 30%. А потом магазин объявляет распродажу на те же 30%. Или, чтобы получить обещанную скидку, вам могут предложить совершить необходимую первую покупку. А уж потом предоставить… стандартную скидку 5%. Чувствуете себя обманутым, но придраться не к чему: ведь по сути 5% — это и есть до 70%. 

Не верь глазам своим 
Часто торговцы вполне резонно полагают, что среднестатистический покупатель легко разделит исходную сумму на два. Поэтому если вещь продается с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают по всем правилам. А вот сделать дополнительное умственное усилие, чтобы решать в уме пропорцию, покупателю уже не захочется.
Наверняка каждый из нас сможет припомнить случай из личной практики, когда приходилось ломать голову возле полки с товаром, пытаясь отнять 35% от 199,99 гривен. Поэтому, если написано, что скидка составляет 15%, 20% или 30%, то глазам своим лучше не верить, так как торговцы ничтоже сумняшеся приписывают к ценнику лишнюю десятку-другую. 

Товарчик-то лежалый 

Допустим, вас уверяют, что товар подешевел на 50%. Недолго думая, вы бросаетесь к кассе — еще бы, вдвое дешевле. При этом, как правило, не обращаете внимания на ценник. И напрасно: отковырните наклеенные там бумажки, и кроме старой и новой цены вы обнаружите массу интересного. Например, что свитер, который вам пытаются впарить как «суперудачную и супермодную покупку» на самом деле — обычный лежалый товар. Цену на него снижали уже раз пять! Или такой вариант: скидки действительны на ограниченную часть никому не нужных товаров, а все самое ходовое продается по обычным ценам. Продавец же в этом случае рассчитывает лишь на то, что настроенный на покупку человек не уйдет из его магазина без приобретения. 

Товар распродан 

«Вот досада, — сетует продавец, — буквально перед вами последний забрали». То есть пылесос, который вы хотели тут купить за полцены, только что был, и вот его уже нет. Несуществующий дешевый товар — лишь приманка. Продавец очень рассчитывает, что, глядя на великолепный ассортимент магазина, вы все же потратите оттягивающую карман сумму. Ни в коем случае нельзя верить акциям, при которых говорится, что скидка на бытовую технику составляет 50–70%. Компания, позволившая себе такие скидки, наверняка разорится. 

Два по цене одного 

Если вам предлагают уйти с двумя коробками сапог вместо одной — для вас это должно прозвучать тревожным звонком. Значит, первоначальная цена была завышена, и в соседнем стоковом магазине или даже на рынке вы легко найдете более дешевый аналогичный товар. Кроме того, «подаренная» вещь может оказаться заведомо бракованной или ненадежной. При этом продавец ненавязчиво сообщает, что обменять или вернуть ее нельзя. 

Комментарий специалиста 
Как утверждает заместитель председателя Областного общества по защите прав потребителей Василий Дмитриевич Черкашин, претензии по поводу некачественного товара не принимаются магазином лишь в том случае, если покупателя перед оплатой в письменном виде уведомили о том, что эта вещь имеет брак. В противном случае, любые претензии к качеству купленного во время распродаж товара считаются обоснованными. 

Кстати, еще один существенный момент: если вы, например, покупаете пару сапог с неисправной «молнией» и получили предупреждение только об этом конкретном дефекте, это не значит, что вы не можете жаловаться на отвалившийся через пару дней носки каблук. В случае, если ваши претензии по поводу некачественного товара магазином не принимаются, вы имеете право при наличии чека обратиться с заявлением в Областное общество по защите прав потребителей по адресу: Харьков, ул. Сумская, 3, 1-й подъезд, 2-й этаж. Тел. 731-51-03.

Как противостоять хитростям продавцов:
1. Знание «магазинных хитростей» уже само по себе является хорошей защитой от неадекватных покупок. 

2. Не торопитесь заплатить деньги за понравившийся товар, даже если на него объявлена грандиозная скидка. Отложите покупку на некоторое время, подумайте, нужна ли вам эта вещь. Ведь прозрение наступает не сразу, и зачастую оказывается, что товар «со скидкой» дороже обычного. 

3. Тщательно изучайте условия скидки и возможности вернуть товар. 

4. Собираясь совершить серьезную покупку, будьте в курсе цен на данные виды товаров в других магазинах. 

5. При покупке продовольственных продуктов и косметики надо обращать внимание на срок годности, так как он в случае уценки товаров может быстро истечь.