«Путь к веселию трагичен… Но мы его прошли!» – шутил великий сатирик Михаил Жванецкий. Действительно, смеяться над своими проблемами стало уже чем-то абсолютно привычным. Особенно склонны к такому специфическому юмору театры, которые из-за локдаунов оказались на грани выживания. Но и они понемногу приспособились к ситуации – собственно, как и зрители, которых уже трудно испугать очередным переносом спектакля.

В этом смысле Харьковскому национальному театру оперы и балета им. Н.В. Лысенко / «Схід Оpera» повезло как никому – одна из самых ожидаемых в балетном мире Украины премьера балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке известного украинского балетмейстера, народного артиста Республики Татарстан Георгия Ковтуна откладывалась трижды.

Кто кого?


С недавнего времени у харьковчан появилась примета, точность которой подтверждалась не раз: стоит оперному театру в очередной раз вывесить на фасаде баннер «Спартака» с новыми датами премьеры – жди локдауна. Поскольку желание зрителей увидеть необычную версию знаменитого балета было настолько сильным, что билеты на несколько первых показов были полностью раскуплены, для театра это каждый раз становилось нешуточным стрессом.

Но, похоже, коварную судьбу все-таки удалось обмануть. Генеральная репетиция балета в присутствии журналистов уже состоялась, да и город наконец вышел из красной зоны. Так что будем надеяться, что бомба в одну воронку не падает… четырежды.

А ведь чуть больше года назад был настоящий шок – буквально накануне финальных прогонов спектакля был объявлен трехнедельный карантин, который стал на самом деле всего лишь «тормозным путем» перед значительно более длительной паузой. И к этой неожиданной паузе никто не был готов. Столько сил и энергии вложено в премьеру, что, казалось, остановить ее шансов не более, чем притормозить стремительно движущийся поезд. Но…

2020-й изменил многие привычные понятия. Уже вскоре «Схід Оpera», чтобы как-то скрасить для своих почитателей время вынужденного расставания, начала развивать новый проект «Театр на диване». Конечно, всех очень тревожил вопрос: а согласятся ли потом зрители сойти с этого самого ставшего привычным и комфортным дивана? К счастью, люди, хлынувшие в концертные и театральные залы после отмены ограничений, дали однозначный ответ на этот вопрос, подтвердив, что живое общение ничем не заменишь.



Фото: Александр Шахматов

«Спартак» как провокация


Балет «Спартак» не впервые притягивает к себе повышенное внимание. Уже первая его постановка в 1956 году в Ленинградском театре оперы и балета вызвала острые дискуссии. Собственно, начались они еще до премьеры. Рассказывают, что зрителями совершенно неожиданного «спектакля» на Невском проспекте стали случайные прохожие: композитор Арам Хачатурян и первый постановщик его творения балетмейстер Леонид Якобсон настолько увлеклись обсуждением своих творческих противоречий, что остановило их только появление «deus ex machina» – питерской милиции.

Новый раунд ожесточенных дискуссий развернулся после премьеры – сторонники академизма критиковали хореографа за введение новых приемов. Он отказался от пуант, заменив их сандалиями, танцовщики были облачены не в традиционные балетные одеяния, а в свободные туники и казались буквально сошедшими с античных мозаик, ваз, своеобразием отличались мизансцены. В целом язык спектакля был настолько непривычен и нов, что не мог не вызвать баталий.

Потом последовал ряд постановок в Большом театре: Игоря Моисеева, Леонида Якобсона, Юрия Григоровича… В каждой присутствовали свои удачи и более слабые места, но в целом было очевидно – «Спартак» так или иначе становился для труппы определенной провокацией, испытанием на прочность.



Фото: Александр Шахматов

Харьковские постановки «Спартака»


Спустя 11 лет после первого прочтения состоялась премьера балета и в Харькове. Здесь его поставил киевский балетмейстер Анатолий Шекера, причем даже дважды – в 1967-м и 1979-м. Как вспоминал доктор искусствоведения Александр Чепалов, вторая версия, по мнению критики, «имела более рельефную драматургию, более динамическое развитие действия, углубленную характеристику главных персонажей, где усилилась роль танца».

Среди наиболее ярких исполнителей в «Спартаке» 1960-х–1970-х он называет Валерия Дейниченко, Александра Козлова, Светлану Колыванову, Ирину Колыванову, Александра Кузьмина, Теодора Попеску, Леонида Маркова, Василия Сову, Виктора Суворова…

Тем не менее в репертуарной афише балет появлялся нечасто, и хотя отдельные номера постоянно использовались в концертах, уже до середины 1980-х он совсем сошел со сцены. Идея создать новую интерпретацию «Спартака» появилась неслучайно. В последние годы наблюдается очевидный творческий рост и оперной и балетной трупп, появились неожиданные проекты, требующие от артистов новых навыков.

Среди наиболее интересных – оперы «Мазепа» (получившая недавно премию Богдана Хмельницкого) и «Любовь к трем апельсинам» (ставшая победительницей Всеукраинского фестиваля-премии GRA), а также уникальный в своем роде балет-феерия «Лебединое озеро. Water Fantasy». Назревала необходимость создания новой масштабной постановки, которая могла бы синтезировать лучшие полученные артистами навыки и вывести труппу на новый уровень. Этой постановкой и стал «Спартак» – волнующая история о любви и предательстве, о страстной жажде свободы, за которую не жалко отдать жизнь, о личности, готовой противостоять безжалостной империи, давящей и уничтожающей целые народы.



Фото: Александр Шахматов

Тайны «мужского» балета


Известный украинский балетмейстер, народный артист Республики Татарстан Георгий Ковтун, чьи постановки вызвали значительный резонанс во многих странах, был рад, когда дирекция «Схід Оpera» решилась на столь грандиозный проект, поскольку давно мечтал, чтобы в балетном мире Украины появилось что-то поражающее, удивляющее – ведь потенциал харьковских артистов, по его мнению, очень высок.

Собственно, для этого замечательного хореографа свойственно преодолевать препятствия и расширять привычные границы. Сказался его собственный опыт: с восьми лет он работал в цирке, потом увлекся хореографией и стал артистом балета, затем снимался в кино и выполнял как каскадер сложнейшие трюки. Но и в этих исполнительских рамках удержался недолго: вскоре Георгий Ковтун уже возглавлял танцевальные коллективы, руководил балетными труппами…

Имея неординарную физическую подготовку, балетмейстер и перед артистами ставит достаточно сложные задачи: «Сейчас, по крайней мере на Западе, мужской балет нивелируется, становится более слабым физически. Я же предлагаю иной подход к мужскому танцу в балете – это должна быть мощь, виртуозность и отчаянность».

Конечно, во время репетиций случались травмы, и к работе с металлическим оружием, а не пластиковыми муляжами, артистам пришлось привыкать и совершенствовать технику сценического боя. Однако в результате был создан спектакль, по мнению генерального директора-художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Украины Олега Орищенко, – самый масштабный в истории коллектива.



Фото: Александр Шахматов

Особенности новой версии


Сама партитура балета сложна, поскольку композитор написал его для тройного состава, и в нем много непростых эпизодов, особенно для струнной группы – считает главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Морозов. Георгий Ковтун, используя полную авторскую версию, даже расширил ее, поскольку значительная роль отводится здесь хору и солистам-вокалистам. С точки зрения дирижера, это создает особую атмосферу, особенно в сценах гладиаторских боев.

А главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин отмечает, что за 35 лет его работы в театре это первое настолько масштабное участие хора в балете. Причем его коллектив предстает здесь не в виде отстраненного комментатора действия – артисты являются полноценными действующими лицами и наряду с мимансом полностью интегрированы в действие в соответствии с логикой драматургии балета. И это действительно необычно. Достаточно сказать, что в отдельных эпизодах на сцене будет присутствовать до 200 человек. Но это не помешает достаточно рельефно представить и исполнителей главных партий.

Роль Спартака поручена двум ведущим солистам – заслуженному артисту Украины Денису Панченко и Дмитрию Васильеву, которым удается продемонстрировать разные грани образа, как, кстати, и исполнителям партии его главного оппонента Красса – Алексею Князькову и Андрею Козарезову. Каждый из артистов вносит свои нюансы в эти образы, и от этого меняются некоторые смысловые акценты.

Возлюбленная Спартака Валерия в ближайшее время предстанет в интерпретациях Кристины Кадашевич и Екатерины Андренко, отличающихся лиризмом, утонченностью и страстностью. Конечно, многие почитатели балета будут ждать и выхода в данной роли заслуженной артистки Украины Антонины Васильевой, что произойдет немного позже. Эта яркая солистка, создавшая немало запоминающихся образов, является художественным руководителем балета и творческим куратором проекта, поэтому всю свою энергию она направила на подготовку спектакля, потребовавшего колоссальной организационной работы.

В партии подруги Красса куртизанки Сабины зрители увидят Карину Шатковскую и заслуженную артистку Украины Ирину Хандажевскую – тут тоже можно говорить о совершенно разных, но по-своему интересных подходах к раскрытию образа. А со временем свою версию, возможно, предложит и заслуженная артистка Украины Елена Шевцова.

В новой версии «Спартака» создано еще немало образов, о которых стоит говорить. И много интересных фактов об этой постановке еще предстоит услышать. Но, как отмечает руководитель проекта, первый заместитель генерального директора театра, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Тулузов, по своему масштабу, мощи и наполненности, по вдохновению и силе исполнения «Спартак» является не просто важной вехой в жизни театра.

– Он станет тем поворотным моментом, от которого, уверен, мы будем вести отсчет стремительного взлета нашего коллектива, – говорит Игорь Тулузов. – И происходит это благодаря синергии культуры и бизнеса, которая позволяет театру воплотить в жизнь самые смелые проекты.



Фото: Александр Шахматов

Напомним, генеральный партнер проекта – топливная компания Sunoil.