Гримеры и постижеры – настоящие волшебники закулисья. Это важная часть большой театральной команды, благодаря которой актеры воплощают различные образы на сцене. Как превратить артиста в наивного Незнайку, крючконосую Бабу Ягу или свирепого Людоеда? Руководитель гримерного цеха Татьяна Тихомирова приоткрыла секреты своей профессии и поделилась забавными историями из жизни.

Дебют был интересным


Начальник гримерного цеха Харьковского театра для детей и юношества Татьяна Тихомирова уже 53 года лихо перевоплощает актеров в колоритных персонажей. Она пришла в театр юного зрителя в 1968 году. Вероятно, ее отношения с профессией гримера и постижера не могли сложиться иначе. Еще школьницей она красила подружкам и соседям волосы, делала прически, а театр находился в двух шагах от ее дома.

В секреты мастерства Татьяну Евгеньевну посвящал тогдашний заведующий гримерным цехом Петр Феськов. У мастера грима было чему поучиться: он был потомственным изготовителем париков. В ХIХ веке его родители имели в Харькове цеха по производству театральных париков, и их изделия, по рассказам, заказывала даже императрица Екатерина II.

Дебют Татьяны Тихомировой в профессии был не только увлекательным, но и частенько забавным.

– Мне было тогда 20 лет. Я проходила практику, и нас повезли на экскурсию на «Мосфильм», где проводились съемки. Я должна была поработать как гример – снять с актеров грим. Педагог указал мне на известного иллюзиониста Амаяка Акопяна и дал поручение: «Тихомирова, сними с него усы, а не то забудет и так и пойдет с ними по улице». Амаяк Арутюнович был таким известным артистом, что я ни в какую не соглашалась: «Как же я буду снимать усы? Я и подойти-то к нему не решаюсь: у меня дрожат колени». А педагог продолжал всячески уговаривать: «Тихомирова, возьми себя в руки. Давай, в конце концов, выпьем для храбрости по сто граммов». Я пришла в еще больший ужас: «Какие сто граммов? Я не буду пить!». Учителю все-таки удалось убедить меня, что в этом и заключается работа – усы нужно обязательно снять. Я подошла к Амаяку Акопяну и стала старательно дергать за ус, – с хохотом рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Он посмотрел на меня с огромным изумлением: мол, девочка, что тебе надо? Оказалось, что усы у него свои. Это было очень смешно.


В каждом театре работал Ленин


Самым сложным в своей биографии гример считает парик «вождя мирового пролетариата». Причем отчаянная Татьяна Тихомирова добровольно подвергла себя такому суровому испытанию.

– В советские годы в каждом театре был свой Ленин. Изготавливать ленинский парик было очень сложно. Портреты вождя – чуть ли не на каждом квадратном метре, поэтому его внешность была до мелочей знакома каждому. Сделаешь что-то не так – получишь как следует, да еще и выгонят. Я оканчивала Институт повышения квалификации театральных работников в Киеве, и когда педагог объявил о защите дипломных работ, вдруг сама вызвалась: «А давайте я сделаю парик Ленина?». Все ученики просто рухнули от неожиданности, а педагог сказал: «Тихомирова, ты сошла с ума? Это же грим Ленина, а не какого-то там волка или собачки. И где ты возьмешь материалы?».

До защиты оставалось всего три дня. Татьяна попросила разрешения съездить в Харьков, взять материалы и вернуться на защиту с готовой работой.

– В Харькове быстренько разработала болван для парика и попросила изготовить его замечательного болванщика, который работал в харьковском театре украинской драмы, – продолжает гример. – Парик предназначался для актера, исполняющего роль Ленина в премьере одного из киевских театров. Актер был рослым, и его голова казалась мне огромной. Я с ужасом думала: «Как же он будет играть тщедушного Ленина – обладателя маленькой головы (52–53-го размера)? Мастер сделал болванку, я приготовила материал для волос, бороды и усов, замшу для блестящей лысины (у гримеров лысый парик называется «монтюр»). В Харькове я успела налепить лысину на болванчик, но оставались еще затылок, борода и усы. Елки-палки! Уже вечер, надо бежать на вокзал, чтобы ехать в Киев, а я не успеваю. В купе поезда сказала попутчикам: «Вы меня извините, но на ночь свет выключать не буду. Мне нужно работать». Конечно, соседи по купе были не очень довольны, но я достала материалы, болван и всю ночь корпела над гримом. Все закончилось хорошо. Я прямо с поезда поехала на защиту, актеру парик подошел. Диплом я защитила на отлично.


Никулин был сказочным человеком


Татьяне Тихомировой посчастливилось шлифовать мастерство на самых разных сценических площадках. Работая в ТЮЗе, она параллельно гримировала актеров в других харьковских театрах и даже в цирке. Так в 1980-е годы Татьяна Евгеньевна познакомилась со знаменитым актером и непревзойденным коверным Юрием Никулиным.

– Юрий Никулин приехал в Харьковский цирк на гастроли. Грим делал сам, я ему помогала. А еще училась у него добру и уважительному отношению к работе. У меня остались о нем самые солнечные воспоминания. Это просто сказка, а не человек. Если бы все были такими замечательными, мир наверняка стал бы другим, – уверена Татьяна Евгеньевна. – Юрий Никулин был очень милым и внимательным человеком. Он говорил мне: «Тихомирова, успокойся. Ты меня не бойся». Я ему отвечала: «Да я не боюсь. Я у вас учусь. Учите меня». А он мне в ответ: «Я сейчас не могу. Мне скоро в манеж. Вот отыграю за десять минут, вернусь и доучу тебя». Перед тем как выходить в манеж, он преображался – ничего не видел и не слышал: он весь был уже там. Меня удивляло, насколько цирковые артисты преданы манежу, как строги они к своей работе, как не боятся выходить к публике. В театре зрители, как правило, находятся перед сценой. В цирке же манеж окружен полным залом зрителей, и все ждут от артиста чудес. Цирковой артист должен играть всем телом, всей душой. Да, Юрий Никулин накладывал грим, тон. Но он работал не гримом – он работал душой. Выходил на манеж – и зрительный зал просто ахал от восторга. Публика была счастлива, что видит замечательного Юрия Никулина.


Из чего делают впечатляющие носы?


– Работа гримера начинается задолго до спектакля. Процесс стартует с идеи. Когда театр ставит пьесу, режиссер и художник спектакля предлагают свое видение грима для персонажей, а мы выполняем их задачу в соответствии с идеей, – рассказывает Татьяна Тихомирова.  

Конечно, в театре для детей и юношества фантазии художника и мастерству гримера есть где разгуляться. В реалистичных сюжетах драмтеатров используют грим, который помогает подчеркнуть черты характера героя или кардинальным образом изменить лицо. В детском же театре помимо людей обитают еще зверушки, букашки и прочие персонажи – Дюймовочки, Незнайки, Красные Шапочки, Людоеды, Солнышки, Ветерки и т.д. Для создания таких образов требуется не только сложный пластический грим, но и целый арсенал материалов и знаний гримера. Грим основательно меняет внешность. Его можно нанести так, что узнать человека будет просто невозможно, уверяет Татьяна Евгеньевна.

Как же создаются головы неведомых существ, суперносы для Бабы Яги, уши-лопухи для мышат и слонят? Одним из самых удачных для этой цели и проверенных временем материалов является замша.

– У меня есть специальные формы – болванчики для носов и ушей. Мокрая замша растягивается и прибивается тоненькими гвоздиками к болванчику. На высыхание материала требуется около двух дней. Затем замша снимается с болванчика и из нее вырезается изделие нужной формы. Носы накладываются с помощью клея, но актеры зачастую боятся испортить клеем лицо, поэтому приходится крепить за ушами резинками. А еще носы делаются с помощью специальной пасты телесного цвета, которая называется «гумоз». Из гумоза вылепливают не только носы, но и, например, тяжелые веки или какие-то значительные изъяны на лице. Гумоз – липкая субстанция, поэтому прилепить ее или прикрепить клеем очень легко, – делится секретами Татьяна Тихомирова.

Различные жанры требуют разного грима и определенных материалов. Например, в цирке самый сложный грим создается, конечно, для колоритных коверных. Пожалуй, самый выдающийся атрибут клоуна – нос.

– Раньше клоунские носы нужно было делать из гумоза, оформлять цветом, – вспоминает Татьяна Евгеньевна. – Кроме того, носы делали из папье-маше. Но такие носы нужно приклеивать, а поскольку в одном представлении клоун играл, как правило, несколько ролей, должна быть возможность быстро снять ненужную деталь. А нос из папье-маше снимается сложнее, чем из гумоза: клей убирается с помощью вазелина. Так вот, следы вазелина оставались на коже и на нее было проблематично затем наносить следующий грим. Теперь в цирке используют очень удобные носы из пенопласта.


Любительницам больших ртов стоит задуматься


Нынче в моде гиперкрупные рты. Некоторые гламурные дивы настолько большероты, что невольно закрадывается подозрение: а не воспользовались ли они материалами театральных гримеров – гумозом или, на худой конец, пенопластом? Как создаются в театре большие рты? Как выяснилось, на губы актерам ничего не прикрепляют.

– Крупные рты рисуют исключительно гримом. Правда, зрители первых десяти рядов видят, что с актрисой что-то не так. А вот публика, сидящая дальше, может предполагать, что губы настоящие, – уверяет Татьяна Евгеньевна.

Как гримеры «выращивают» прически


Гример – работа «два в одном». Кроме носов, ушей и других особых примет персонажей, гримеры создают парики, накладные усы, бороды и даже брови и ресницы. Сделать качественный волосяной покров – дело непростое. Такая работа требует колоссального терпения и опыта в парикмахерском деле.

Как «вырастают» волосы? Один из этапов работы постижера – изготовление монтюра (основы парика из газовой или сетчатой ткани). Постижер должен точно снять все мерки и сделать выкройки, чтобы актер подружился с новой прической. «Шапочку» надевают на болванку, и на этом этапе начинается самый кропотливый процесс. Специальным крючком волосинки из трессов продергиваются в отверстие основы и закрепляются маленькими узелочками. Потом парик нужно довести до кондиции, и постижер становится парикмахером: делает стрижку, причесывает, укладывает.

В драматических театрах парики, усы и бороды изготавливают только из натуральных волос, поскольку зритель должен видеть естественность образа актера, а искусственный парик бросается в глаза неподвижностью и специфическим блеском.

По словам специалиста, синтетику в драмтеатрах используют, как правило, для создания сказочных, фантастических образов.

В театре для детей и юношества тоже используют и натуральные волосы, и синтетику: это удобно, когда готовые пряди уже завиты. Усы, бороды, брови и ресницы изготавливают из натуральных волос. Волосяные аксессуары надежно прикрепляют специальным клеем, но для особых случаев придумывают и другие способы крепления.

Например, применяют масочный принцип. Недавно театр для детей и юношества выпустил премьерный спектакль «Магические вещи Страны-под-холмами», в котором Татьяна Евгеньевна делала грим для героев. Для богатой красками и волшебными фантастическими персонажами постановки создавался очень яркий грим – колоритные парики, усы и бороды. Одним из самых сложных стал грим Кота с очень длинными роскошными усами. Шикарные усы надеваются на него так же, как защитная маска, которую мы все сейчас вынуждены носить.

– Конечно, такая маска – это не очень удобно: резинки оттягивают уши, но актерам не привыкать, – улыбается Татьяна Тихомирова.

«Просто балдею»


Татьяна Тихомирова более полувека хранит верность и своей профессии, и своему театру.

– Гример – безумно интересная профессия, которую я полюбила сразу и обожаю до сих пор. Во-первых, это ручной труд: корпишь-корпишь, а потом очень радуешься и просто балдеешь, когда грим нравится и актеру, и режиссеру. Почему выбрала этот театр? Сначала потому, что он находился рядом с моим домом, а потом прикипела к нему. Я работаю здесь, можно сказать, с детства. Наш театр – это мой дом, – признается гример.