«Работать одной командой, показать, что совместными усилиями мы способны добиться большего» – своим мнением о том, на что стоит обратить внимание новому ректору, поделилась кандидат на должность ректора Каразинского университета, декан юрфака, профессор Татьяна Кагановская.

 «Я – человек традиций»
 
– Татьяна Евгеньевна, еще в марте вы говорили, что были удивлены, увидев свою фамилию в списке возможных кандидатов в ректоры университета. Что же подвигло вас принять решение об участии в выборах?
 
– Для всех в университете решение Виля Савбановича Бакирова уйти с должности ректора стало полной неожиданностью. Мы были уверены, что он будет возглавлять университет до конца срока, на который избирался. Необходимо было подумать и взвесить аргументы за и против. Должность ректора – это ответственность за удивительный коллектив преподавателей и студентов, это ответственность за будущее университета.
 
Моей целью не было просто выдвинуться. Почти 20 лет назад я пришла в университет по приглашению Виля Савбановича – он предложил вместе возрождать юридический факультет. У нас были общие планы, цели и задачи. И для того чтобы реализовать все, что он задумал, все, что мы приняли в «Стратегии развития Каразинского университета на 2019–2025 годы», – пришлось принять вот такое ответственное решение.
 
Не хочу допустить потрясений для университета, хотела бы дальше работать в команде с Вилем Савбановичем, который остается главой ученого совета университета, уверена, что будет помогать мудрыми советами где бы он ни был. Очень хочу сохранить в университете ту настроенность на развитие, удивительный командный дух, те наработки, которые есть, которые позволяют нам седьмой год подряд быть единственным украинским университетом, который входит в топ-500 ведущих университетов мира. Есть проблемы, однако есть и пути их решения.

В целом же решение принять участие в выборах – это было наше общее решение с юридическим факультетом. И я готова его реализовывать.
 

– Ректор-женщина – такого еще не было в истории университета...
 
– В нашей жизни всегда бывает что-то впервые и должно быть место чему-то новому. Во всем цивилизованном мире женщинам не нужно доказывать свою состоятельность занимать высокие должности. Женщин-руководителей становится сегодня все больше. Что говорить, ведь такие личности, как Маргарет Тэтчер или Ангела Меркель, уже стали легендами. В Украине также наблюдаем этот процесс.
 
Стоит понимать, что университеты всегда были на переднем крае, задавали новые тренды. Потому гендерные стереотипы – это не о университетской корпорации. Кстати, в университете много женщин и среди деканов и заведующих кафедр, и среди профессоров и доцентов.
 
Для меня никогда не стоял вопрос, кто должен быть руководителем – женщина, мужчина – главное, чтобы был профессионал, чтобы обладал теми качествами, которые необходимы именно на этой должности. То есть вопрос о компетентности, опыте и человеческих качествах.
 
Да и вообще, мы же стремимся соответствовать европейским принципам, а в Европе принцип гендерности – закреплен.
 
– Что значит для вас университет? Насколько ценна для вас преемственность поколений, сохранение университетских традиций, научных наработок?
 
– Я вообще человек традиций.
 
Я окончила юридическую академию. Но, как говорится, – не та мама, которая родила, а та, которая в школу повела… Вот у меня как раз такая ситуация. Мое профессиональное и научное становление – это все наш университет. Именно здесь мне удалось поработать над устранением исторической несправедливости, воссоздав юридический факультет для настоящего классического университета, в стенах университета я прошла путь от преподавателя до доктора наук, профессора, заведующего кафедрой и декана.
 
Когда я пришла в университет, помню сильный деканский корпус. Помню, как Виль Савбанович мне сказал: «Не переживай – здесь одна семья». Все друг друга поддерживали, ведь цель общая – развитие университета. Каждый стремился свою частичку в это вложить, чтобы стало лучше.
 
И дома у меня – «университет Каразина в миниатюре»: дочка — студентка социологического, сын – на физтехе, муж – выпускник химфака, я – юрист. Младший посещает Малый Каразинский университет и тоже стремится стать студентом университета. Все мы делимся своими проблемами, мы их слышим, понимаем. А университет – моя вторая семья, и как у матери за него болит душа...

Безусловно, я за традиции, я за преемственность, я за то, чтобы была плавная дорога вперед для развития и процветания. Традиции – это стабильность, это одна из составляющих фундамента, на котором, собственно, все и держится...
 
Университет – визитная карточка города
 
– Давайте поговорим о стратегии развития университета. Каким Каразинский видите вы? Какую задачу перед собой ставите?
 
– Для меня в приоритете университетские люди. Именно это – первый пункт моей программы.
 
Университет – это, конечно же, и об инфраструктуре, без которой нет комфортной среды для работы и жизни. И о научном оборудовании, без которого сложно обеспечивать высокую науку, особенно в физико-математическом, естественнонаучном, медицинском направлениях. И об образовании через науку и практику. И о международной деятельности, и тех широких возможностях, которые такая деятельность открывает.
 
Однако Каразинский университет – это прежде всего удивительный коллектив преподавателей и ученых, студентов и аспирантов, сотрудников. Мы же понимаем, что наш университет – это 25-тысячная корпорация, которая является визитной карточкой нашего города. В этом коллективе – мощный потенциал, который раскрывается в множестве направлений.
 
Для меня важно задействовать все возможные механизмы для того, чтобы в университете были возможность и стремление продуктивно работать, заниматься наукой, учить и учиться.
 
Нам необходимо провести аудит нормативной базы, пересмотреть неудачные правила в деятельности университета, особенно если это в наших силах, а не относится к проблемам законодательства. Задействовать возможности, которые предоставляют нам информационные технологии для упрощения доступа к информации, управлению процессами.
 
Кроме того, университет — визитная карточка Харькова. Ведь во всем мире экскурсии начинаются именно с ведущих университетов, лучшие музеи – вокруг университетов. У нас тоже есть что показать и чем гордиться – уникальный музей природы, музей археологии, астрономии, истории университета, центр интерактивной науки «ЛандауЦентр», центр современного искусства «ЕрмиловЦентр», художественная галерея Генриха Семирадского... Эти коллекции собирались десятилетиями. Мы узнаем о городе через университет, и наш город продвигается через университет. Ведь именно с университета началась жизнь Харькова. И эта миссия, которая была заложена еще Каразиным, когда город формировался и развивался вокруг университета, должна сохраниться. Это колоссальная задача, которую я перед собой ставлю. У нас есть потенциал для реализации всех программ – и региональных, и национальных. Нам нужно только напомнить о себе.
 
– В вашей программе есть интересный и очень актуальный в период пандемии пункт – создание университетской клиники, которая станет базой для медицинских разработок студентов.
 
– Действительно, университетские клиники по всему миру – на передовой в борьбе с такими угрозами. Это кладезь экспертов и умов, сочетание практики и теории. В той же Европе по всем консультациям последнее слово – всегда за университетской клиникой.
 
У нас есть удивительный шанс развернуть полномасштабную университетскую клинику, создав для медицинского факультета уникальную базу для научной деятельности, для практической подготовки студентов, для повышения квалификации и последипломного образования врачей. Речь идет о полном цикле. Университет на пути развертывания такой клиники.
 
– Кстати, в программе вы говорите о создании на базе университета центра последипломного медицинского образования.
 
– На медицинском факультете такой центр создан. Задача университета всячески этот проект поддержать в период его становления.
 
Кроме того, стоит говорить о развертывании полномасштабной программы Life Long Learning — обучении в течение всей жизни. В университете есть для этого все необходимое: профессиональные кадры, аудитории, образовательный продукт. Мы могли бы предоставить серьезный пакет для всех чиновников, педагогов, менеджеров и т.д. курсовую подготовку.
 
Кстати, на это обращают внимание коллеги с разных факультетов. Например, сейчас к нам присоединился Институт государственного управления. А это повышение квалификации для служащих местного самоуправления и госслужащих. Говорила с социологическим факультетом, где обратили внимание, что социальные работники тоже нуждаются в повышении квалификации. «А как же учителя?», – говорят на биологическом факультете, факультете математики и информатики. «А тестирование на знание украинского языка, лингвистические экспертизы?» – спрашивает филологический факультет. А лингвистический центр и центр тестирования на факультете иностранных языков? И таких моментов очень много.
 
На самом деле университет – это центр научного образования, где собраны самые лучшие умы, профессионалы высочайшего уровня. Куда всегда обращаются за научным заключением, за какой-то научной консультацией? Все умы, вся школа, весь экспертный состав – это всегда университет.
 
Без образования не может быть развития общества
 
– В последнее время молодежь нередко обесценивает значимость диплома о высшем образовании. Выпускники не считают необходимым продолжать обучение, чтобы найти высокооплачиваемую работу. Входит ли в ваши планы популяризация образования и науки среди молодежи?
 
– Ответ может быть только однозначный. Конечно.
 
Миссия университета – не только в том, чтобы дать некоторые навыки, умения и подготовку к профессии. Это роль техникумов и училищ. Сожалею, но огромное количество высших учебных заведений превратило образование в масс-маркет – зашли, получили, пошли... И тем более мы сожалеем, в этом масс-маркете так много подделок, имитации и фальсификации образования.
 
Но мы же должны помнить, что в Украине есть настоящие университеты. А классические университеты Украины с соизмеримым Каразинскому бэкграундом можно пересчитать по пальцам одной руки.
 
В этом смысле мы точно понимаем миссию университета. Мы должны научить студента критически мыслить, принимать решения, быть стрессоустойчивым, работать в команде, сопереживать, уметь радоваться, иметь четкую гражданскую позицию, в том числе и государственную, быть готовым отличать правду от неправды, не поддаваясь социальному психозу... Кроме хорошей профессиональной подготовки, выпускник университета обязан владеть на хорошем уровне иностранным языком, разбираться в современных информационных технологиях. Фактически университет – это образовательная среда, попав в которую человек развивается. Неудивительно, что когда говорят об университетах, то зачастую упоминают словосочетание «альма матер». Дословно это означает «кормящая мать». В условиях пандемии, когда мы оказались в условиях дистанционного взаимодействия, оказывается, что университет – не только ретрансляция знаний, но и общение с коллегами по группе, общение с преподавателями. Мы начинаем осознавать ценность такого общения.
 
Сейчас действительно существует перегиб: окончил курсы, сертификат получил – и уже специалист. Но это ненадолго, это сиюминутная востребованность. Если мы не вернем сознание людей к тому, что без образования не может быть развития общества в целом, то столкнемся с тем, что воспитываем просто роботов. На самом же деле есть другие процессы, человеческие отношения. И для этого нужны знания.
 
– А как вы относитесь к укрупнению вузов? Какие перспективы в этом плане видите для Каразинского университета?
 
– Присоединяться всегда будут к сильным. И университет Каразина в этом смысле твердо стоит на ногах, является очень сильным, с которым будет только за честь объединиться.
 
Мне кажется, что укрупнение, если оно правильно организовано, только обогатит два субъекта, которые станут одним целым. Главное – ничего не делать во вред. У всех есть хорошие научные школы, есть потенциал, есть опыт. И даже если где-то возникнет конкуренция, потому что при присоединении иногда дублируются специальности, то здоровая конкуренция еще никому не мешала. Наоборот, она стимулирует к тому, чтобы подтягиваться, становиться лучше. Поэтому если все будет сделано грамотно – Каразинский от этого только выиграет.
 
Единство – в разнообразии
 
– Сегодня ректор – не только выдающийся ученый, педагог, но и лидер команды, менеджер, эффективный управленец. И именно от эффективности ректора многое зависит. Как вы относитесь к усилению автономии высших учебных заведений?
 
– Автономия – это не подарок, это право и ответственность. Автономия университетов предполагает, что мы способны сами разобраться в хитросплетении законодательства, не ожидая подсказок или указаний из министерства, что мы способны сами грамотно выстроить свою деятельность в академических, организационных, финансовых вопросах.
 
В Украине автономия университетов все еще в режиме становления. Много переходных норм, очень много правовых коллизий, многие вещи еще предстоит урегулировать так, чтобы стало не хуже, а проще и понятнее. Не зная всех тонкостей и нюансов, можно подставить и коллектив университета, и коллег.
 
Уверена, что управлять университетом должен не просто хороший ученый, а человек, который разбирается в тонкостях нашего непростого законодательства. Для меня перед глазами пример – 22 года университетом руководит академик Виль Савбанович Бакиров. Выдающийся ученый-социолог, который глубоко понимает тонкости общественных процессов. Однако одновременно с тем – и юрист по базовому образованию, который продемонстрировал, как сделать так, чтобы коллизии законодательства не стали препятствием на пути к развитию университета.
 
– Какими будут ваши первые шаги на должности ректора?
 
– Моя первоочередная задача – сберечь и усилить настрой университетского коллектива на развитие. Университет сейчас занимает лидерские позиции – и в международных рейтингах, и в направлении результатов научной деятельности, и в вопросах привлечения иностранных студентов, и в вопросах финансирования на научную деятельность. Все не перечислить.
 
Важно сохранить тот дух удивительного единения вокруг идеи университета. Ведь наша сила –  в единстве, которое базируется на уникальном разнообразии.
 
Григорий Жолткевич, декан факультета математики и информатики Каразинского университета
 
– Я поддерживаю Татьяну Кагановскую в силу многих причин.
 
Вижу в ее лице преемственность, что немаловажно. Если сравнить, каким был университет 20 лет назад, когда Виль Савбанович только пришел на должность ректора, и каким он стал сейчас, могу утверждать, что сделано очень много. В его команде единомышленников была Татьяна Евгеньевна и, конечно же, хочется, чтобы начатое ими продолжалось.
 
Она самый молодой кандидат из всех претендентов на должность ректора. И при этом уже не менее заслуженный. Это важно, поскольку жизненные реалии сильно изменились, поколение, которое сейчас является самым активным, – другое. У Татьяны Евгеньевны именно такой возраст, когда человек устремлен в будущее, а не живет воспоминаниями о прошлом.
 
К тому же юриспруденция очень близка к математике – законы устроены как теоремы. То, что у юристов звучит, как «диспозиция» и «санкция», в математике называется «гипотеза» и «заключение». То есть юриспруденция, как и математика, управляется логикой. И это тоже имеет значение, поскольку человек, который знает логику, глупостей не наделает. На пути к европейским ценностям было бы неплохо, чтобы руководитель был именно юристом. Потому что на самом деле нам надо привыкать жить по закону и по правилам. Когда все понимают правила игры и следуют им – жить становится проще. Это важно для любой организации.
 
Ну и, конечно же, Татьяна Евгеньевна – очень хороший администратор. На то, чтобы поднять факультет с нуля при том сопротивлении, которое имело место, нужно было положить много сил.
 
Иван Карпенко, декан философского факультета Каразинского университета
 
– Татьяну Евгеньевну я знаю давно. Свой трудовой путь в университете она начинала именно с философского факультета. Сначала была преподавателем кафедры правоведения, потом заведующей. Возрождение юридического факультета в университете, которое легло на ее плечи, проходило на моих глазах – работа проделана колоссальная. За время существования юрфака было проведено около 20 процедур лицензирования и аккредитации специальностей. А это очень сложный процесс. Практически с нуля открыто пять кафедр. Лицензионный объем студентов Татьяна Евгеньевна увеличила в 20 раз! На факультете создано три специализированных совета – это те институции, где можно защищать кандидатские и докторские диссертации. Это лишь неполный список. Когда я смотрю на то, что за это время сделано Татьяной Евгеньевной как деканом юридического факультета, понимаю: то, что называется организаторскими способностями, в полной мере ей присуще. А ректор университета – это прежде всего организатор.
 
Мало того, нужно иметь недюжинные волевые качества, чтобы завоевать место под солнцем,
место для профессионального юридического образования и юридической науки на фоне таких мощных игроков на этом поле, как Юридическая академия имени Ярослава Мудрого и Университет внутренних дел. Создав юридический факультет в Каразинском университете, Татьяне Евгеньевне удается с достоинством выдерживать конкуренцию.
 
22 года Виль Савбанович Бакиров был ректором университета. И когда стало известно, что он покидает должность, у всех – начиная от декана, заведующего кафедрой и заканчивая преподавателями, – закралось беспокойство: какую политику поведет новый ректор, не будет ли тот или иной факультет обделен поддержкой и вниманием? Татьяна Евгеньевна убедила меня в том, что ее внимание и поддержка будут гармонично и равномерно распределены между всеми тремя группами науки в университете и всеми факультетами. И это вполне достойно.
 
Немаловажно и то, что Татьяна Евгеньевна – юрист, поскольку потребности университета могут быть удовлетворены только в том случае, если университет находится в правовом поле.
 
Ну и, конечно же, – она мать. И как мать, безусловно, беспокоится о своих детях. Если отдала их в Каразинский университет, значит и будущее своих детей связывает с университетом. И безусловно, сделает все для его развития и процветания.