У каждого человека — своя «точка кипения», дойдя до которой он перестает контролировать собственное поведение. Почему ярость берет верх над разумом? И к камим катастрофическим последствиям это может привести?

По законам волчьей стаи 

Если в коллективе есть человек, склонный к агрессии, то он непременно станет самоутверждаться за счет окружающих. Инструментом для достижения цели станет агрессия. Идя на поводу у этого человека, коллектив выберет одну жертву и начнет методически ее травить. Наиболее трагично это проявляется в детских коллективах, особенно в детских домах, приютах и интернатах. 

Домашний ребенок, на которого в школе или во дворе выплеснули излишки агрессии, по крайней мере имеет возможность поделиться бедой с родителями и получить от них совет, найти в их лице защитников. Ну а воспитанникам детских учреждений приходится держать оборону самостоятельно. 

За последние годы заметно возросла агрессивность девочек. Им ничего не стоит, заманив подругу на пустырь или в квартиру, подвергнуть ее моральным и физическим страданиям. Для экзекуции вовсе не нужна причина! А повод найдется всегда: не дала списать, улыбнулась не тому мальчику, пожаловалась воспитателю… 

Организатор «наказания» успокоится лишь тогда, когда удастся довести жертву до полного отчаяния. Лишь зрелище чужих слез и унижений принесет ему облегчение и ощущение, что «игра» сделана. 

Безнаказанность приводит к тому, что зарвавшийся местечковый «король» становится агрессивно-зависим! То есть обрести душевное равновесие он сможет только после очередного акта экзекуции. 

Пользу подросткам могут принести занятия такими видами спорта, как футбол, хоккей, борьба и бокс. Такой выброс эмоций заменит адреналин, вырабатываемый при уличных баталиях, когда одна компания самоутверждается за счет другой. 

Более агрессивны стали и взрослые люди. Свидетельство тому — разборки на дорогах между водителями. Дорожная пробка — место концентрации агрессии. За «место под солнцем» участники дорожного движения порой готовы биться насмерть! Такие выяснения отношений приобретают все более разнузданный характер. Научиться контролировать эмоции непросто, однако необходимо. 

Адреналин — гормон не только агрессии, но и страха. Он запускает программу поведения: человек либо спасается бегством, либо атакует. Девушки, как правило, предпочитают первый вариант. 

Но наш рассказ о девушках, не научившихся совладать со своим гневом. Теперь эти несчастные пожинают плоды необузданности собственных эмоций. 

Жуткий сон после «праздника» 

Наталья С. из Донецка уже 9 лет отбывает наказание в Качановской исправительной колонии № 54. Ее приговорили к 11 годам лишения свободы за убийство 16-летней девочки. Преступление совершала не одна, а в компании с несовершеннолетними подругами, которых Наталья «вовлекла в преступную деятельность» — так записано в приговоре. 

…В сопровождении старшего инспектора отдела социально-воспитательной и психологической работы Оксаны Кошлыч захожу в отделение хозобслуги, завхозом которого является Наталья. В гигантской жилой комнате длинные ряды кроватей тянутся за горизонт. Яркое пятно фотообоев, имитирующих «присутствие» берез и водопада, лишь подчеркивает убогость убранства помещения. Холодно и неуютно. 

У входа — маленький телевизор и сиротское черное кресло, похожее на шезлонг.
В отделении № 1 числятся 72 человека, занятых на ремонтных работах, в прачечной и на кухне. Наталья, отвечающая за порядок в «своем» подразделении, оказалась приятной собеседницей: рассудительной, улыбчивой и коммуникабельной. Одета в серый халат, на ногах — резиновые шлепанцы. 

— Наташа, почему ты в такой обуви

— Мне не холодно, я привыкла. 

— К тебе кто-нибудь приезжает с передачами? 

— Мама регулярно приезжает. Весь кошмар я выдержала только благодаря ей. Но моя выходка сократила ее жизнь! После окончания школы я в течение года не работала. Среди множества друзей были две сестрички — 17-летняя Леся и 16-летняя Марина. Они попали в неприятность, которую подстроила наша общая знакомая Катя. Эта девочка задолжала парням крупную сумму денег. Кредиторы поставили условие: если хочешь, чтобы простили долг, устрой нам праздник с девочками. 

Катя заманила сестер на съемную квартиру, где их поджидали парни, и ушла. А те всю ночь насиловали девочек, били и издевались. А утром голыми выбросили в сугроб!
О том, что произошло, Леся и Марина рассказали родителям. Но отца-алкоголика, кроме водки, ничто не волновало. Маме тоже было не до разбирательств — она вкалывала на трех работах. И тогда девочки поделились своей бедой со мной. Мы решили самостоятельно наказать предательницу. 

Целый месяц Кате удавалось прятаться! Мы встретили ее случайно 15 февраля, когда поздним вечером шли за сигаретами. У нас и в мыслях не было ее убивать! Мы жаждали узнать: ЗАЧЕМ она это сделала? Но, увидев нас, подруга бросилась бежать. Догнали. Марина ударила первой. Упавшую Катю били ногами… Намотав волосы подруги на руку, Марина потащила ее к ручью, протекавшему неподалеку. Это был очень мелкий ручей. Марина погрузила лицо обессилевшей девочки в воду — всего лишь на одну минуту! Но когда вытащила за волосы из воды, Катя уже не дышала. 

От ужаса мы онемели. В груди все похолодело. Волосы встали дыбом!!! Разошлись по домам. А на следующее утро мы с Мариной удрали в Черкассы. Там нас и задержали.
Суд приговорил Марину к 10 годам лишения свободы, Лесю — к девяти. Как совершеннолетняя, я получила самый большой срок. Есть надежда на условно-досрочное освобождение, так как имею несколько поощрений за хорошую работу. 

Очень жалко маму и Катю! Иногда кажется, будто все происходит в жутком сне, из которого я все никак не могу выбраться. 

Одинокая волчица 

Киевлянка Диана выглядит моложе своих 28 лет. Женская миловидность удивительным образом сочетается в ней с мужской решительностью и силой. Последний фактор и сыграл с ней злую шутку, когда, защищаясь от двух вооруженных преступников, хрупкая Диана обоих мужчин убила. 

Она без утайки рассказывает мне о своей горькой юности. Жизнь за решеткой стала логическим завершением ее долгого преступного пути. И хоть голос девушки спокоен, в глазах ее — боль. 

«Я воспитывалась в интернате, — рассказывает о своей жизни Диана. — Родители мной не интересовались никогда. Как и другие воспитанники, я постоянно оттуда сбегала. В интернате дети подвергаются жесточайшему прессингу со всех сторон: их бьют сильные ребята и постоянно унижают и бьют воспитатели. Жизнь там абсолютно невыносима! 

Когда поступала гуманитарная помощь, мы, затаив дыхание, подглядывали через окна, как директор, завуч и приближенные к ним педагоги делили подарки, предназначавшиеся для нас. Взрослые забирали себе лучшие вещи и продукты. Нас часто наказывали и обзывали «дебилами, уродами и подонками». С малых лет интернатовцы учатся обижать слабых, а еще — воровать. Крали у своих же товарищей авторучки, конфеты… Да все подряд! Каждый стремился казаться «круче», чтоб другие уважали и боялись, то естьне били. 

Оказавшись на свободе, мы тащили все что «плохо лежало» на лотках, в киосках и магазинах. Когда мне исполнилось 12 лет, я удрала в последний раз. Сначала скиталась как одинокий волк, затем вошла в стаю: большой группой мы «работали» в транспорте, на рынках, в магазинах. Кроме меня, в команду входили шестеро парней. 

Как правило, из интернатов выходят люди двух категорий: ожесточившиеся на весь белый свет, а также злопамятные и очень мстительные: если его обидят на копейку, он отомстит на миллион! 

Только 5% воспитанников не спиваются, не становятся ворами и наркоманами. Только им удается получить хоть какое-то образование, завести семью и жить по-человечески, то есть работать. 

Научившийся воровать человек часто поднимается на следующую ступень преступной карьеры — сначала начинает грабить, а затем совершает разбойные нападения.
Почему это происходит? У тебя расширяется круг общения в «этом» мире, тебя знают и потому вовлекают. С повышением профессионализма растет и умение общаться с «умными» милиционерами: одному улыбнешься, другому золотое колечко подаришь, третий сам закажет джинсы «для сына, которому 1 сентября не в чем в школу идти», четвертый попросит «цепочку для жены, у которой завтра день рождения». Ну, как им откажешь?! 

В 18 лет у меня родилась дочь. Настеньке было три годика, когда с нами случилась беда… 

Уезжая по делам в Одессу, я попросила свою подругу Оксану пожить несколько дней в моей квартире — присмотреть за Настей. А когда вернулась домой, застыла в ужасе у порога. Мне доводилось не только видеть много драк, но и участвовать в них. Но то, что сделали с моей квартирой, выходило за все рамки! Все в доме было перевернуто вверх дном. У Оксаны — черное распухшее от синяков лицо. Вытирая слезы, подруга поведала, что ее избил и пытался изнасиловать наш общий знакомый — 35-летний Леонид. Все происходило в присутствии дочки. Более того, он даже вырвал сережки из ушей Насти! Ни слова не говоря, я развернулась и пошла к Леониду домой. 

В компании с недавно «освободившимся» приятелем и какой-то женщиной хозяин выпивал. Эта женщина помогала Леониду выносить из моей квартиры вещи! Я потребовала вернуть украденное. Он в ответ ухмыльнулся. Мы стали ругаться. Подошел и стал перед моим носом размахивать финкой зек. Он дважды полоснул меня по руке и шее! Вот эти шрамы, по десять сантиметров каждый… 

Я врезала ногой, выбила нож и ударила его в горло. Гостья сзади схватила меня за волосы. Я легко перерезала ей горло! Леонида забила голыми руками. После удара головой о стену он уже не поднялся. Получив сатисфакцию, я ушла, оставив три трупа. 

Мне дали пятнадцать лет. Шесть я уже «отсидела». 

Ту женщину я не хотела убивать. Но вину чувствую только перед дочкой. Она ведь в детском доме мается. Мою судьбу повторяет».