В этом году в школах, детских садах, вузах и лечебных учреждениях Харькова и области планируется внедрить альтернативное водоснабжение — подвоз качественной питьевой воды в автоцистернах. Проект, разрабатываемый сотрудниками санитарно-эпидемиологической службы, поддержали и губернатор, и мэр.

Начальник областной сан-эпидстанции Иван Кратенко убежден, что сегодня большинство неприятностей эпидемиологического плана как в Харьковской области, так и вообще в Украине связано в первую очередь с водой и водопроводами. Даже если коктейль из-под крана, который мы привыкли называть питьевой водой, имеет нужный минеральный состав, то и тогда он небезопасен для здоровья в бактериологическом отношении.

«Честь и хвала нашим водопроводчикам, которые в сложнейших условиях дают нам порядка 350 литров воды в сутки, — говорит Иван Кратенко, — но мы категорически против того, чтобы люди ее пили. Эту воду нужно использовать только для бытовых нужд: мытья посуды, стирки, купания».

В Украине до сих пор качество воды определяется ГОСТом 1982 года. Вопрос о новом стандарте неоднократно ставился перед хозяйственниками, но каждый раз упирался в другую проблему — необходимость закрыть 95% водопроводных сетей, в которые уже более десяти лет не вкладывалось ни копейки. Вода, прошедшая по старым трубам и очищенная небезопасным для здоровья хлором, может провоцировать у человека три четверти всех известных болезней: пневмонию, гастрит, заболевания печени, прямой кишки, онкологические заболевания, различные аллергические реакции.

Кроме всего прочего, получается, что мы пьем воду с пометкой «б/у», которую до нас выпили уже не один раз. 90% воды поступает в Харьков из реки Северский Донец, а остальное — из Днепра, то есть из открытых водоемов, в которые сбрасываются сточные воды. Качественно очистить такую воду стоит бешеных денег. Опираясь на новейшие исследования ученых, Иван Сергеевич утверждает, что жидкость, необходимая нам для жизни, обладает «информационной памятью»: человек выпил воду, она прошла через организм и вернулась во внешнюю среду; если потом ее кто-то снова употребит вовнутрь, это может негативно сказаться на его здоровье. Обновляется «память» воды только при замораживании, когда изменяется структура молекул. По словам Ивана Кратенко, в Европе уже давно не пьют водопроводную воду, которую собирают из открытых источников: она обходится дороже для здоровья, чем купленная бутылированная.

Начальник облСЭС убежден, что в нашем городе проблем с питьем сегодня нет. В Харькове девять производителей качественной воды, которая продается во всех магазинах, на заправках, развозится в цистернах. «И не подумайте, что мы рекламируем производителей воды, мы рекламируем здоровье, — говорит он. — У нас должна подниматься культура пития». Понятное дело, что пить из-под крана привычнее и легче, но тогда хотя бы нужно ставить качественные фильтры, а они недешевы.

Можно водопроводный коктейль отстаивать и кипятить, но при этом все равно не уничтожаются хлорорганические вещества и не изменяется информационное качество воды. Некоторые берут воду из родников; она значительно лучше водопроводной, но тоже может быть загрязнена микробами. Ее тоже нужно обязательно кипятить.

Сырой можно пить только «коммерческую» воду из цистерн и более мелкой тары при условии, что хранилась она не более двух суток. Кроме того, желательно пить воду без газа (который зачастую употребляется как консервант), потому что он ухудшает работу желудочно-кишечного тракта. К сожалению, у нас такую воду мало кто вырабатывает — для нее нужны особые условия.

Сегодня сотрудники облСЭС не только пытаются объяснить людям всю опасность питья из-под крана, но и обеспечить подрастающему поколению и стационарным больным качественную живую воду. По мнению Ивана Сергеевича, не так уж много денег и понадобится: ведь на закупку питьевой воды можно использовать небольшую часть средств, которая выделяется предприятиям на централизованное водоснабжение.

Альтернативное водоснабжение со временем будет внедряться и в кафе-ресторанах. Пока на весь Харьков такие сертификаты получили только семь заведений. Маловато: ведь питьевая вода — это продукт № 1...