Первенец реформы ЖКХ Харькова — КП «Жилкомсервис» — вынашивался долго и тяжело. Появился на свет 1 января этого года.

Сейчас годовалый «малыш» сыт (почти стопроцентное поступление квартплаты от населения) и одет (обеспечен автомобилями, оборудованием и инструментами), утверждает директор КП «Жилкомсервис» Александр Яковлев, подводя итоги работы предприятия. 

Хорошая новость для високосного 2008 года: по словам руководителя КП «Жилкомсервис» Александра Яковлева, повышение тарифов на квартплату в Харькове пока не предусматривается. При условии, если в нашей непредсказуемой стране удивительных сюрпризов не произойдет какой-нибудь очередной форс-мажор и цена на газ не сравняется с ценой французских духов или даже китайского освежителя воздуха. 

«Жилкомсервису» — почти год. Что сделано? 
Удивительно, но руководитель предприятия не акцентировал внимание на одном из весомых и очевидных козырей позитивных результатов работы КП «Жилкомсервис» за год — работе КП «Харьковгорлифт», где есть определенные позитивные результаты. Зато было заявлено, что в 2007 году в течение лета и части осени провели текущий (не капитальный!) ремонт 117 тысяч квадратных метров кровель (хотя планировалось только 100 тысяч). Из городского бюджета на ремонт прохудившихся крыш потратили девять миллионов гривен. Вообще-то крыши, по мнению директора «Жилкомсервиса», самое слабое место в ЖКХ: жалобы на текущую кровлю превышают количество других обращений граждан. 

Похвалил Александр Яковлев и жилищно-ремонтную службу, бригады которой работают по заявкам горожан. Вспомнил о дератизации и дезинсекции подвалов жилых домов — заявки от харьковчан на ее проведение за последние четыре месяца практически исчезли вместе с мышами. 

Директор «Жилкомсервиса» подчеркнул, что продолжается снос сухостойных и аварийных деревьев. Из восьми тысяч таких деревьев более половины до конца года будут срезаны и утилизированы. В следующем году, уверен Александр Яковлев, прибавится детских площадок во дворах — за это лето их появилось более ста. 

Единые квитанции — для всех! 

Журналист «Вечернего Харькова», проживающая в центре, с удивлением узнала, что жители Киевского и Дзержинского районов города получают распечатку единой квитанции «Жилкомсервиса» за все коммунальные услуги. И что в следующем году такие квитанции, в которых указана не только квартплата, но и суммы за услуги «Теплосетей», «Воды» и «Коммуночиствода», будут получать все харьковчане. На вопрос о том, почему не все жители Киевского района получают единые квитанции, директор «Жилкомсервиса» ответил, что квитанции печатаются для всех без исключения квартиросъемщиков (двух районов города). «А если случаются «отдельные случаи», когда некоторые сотрудники «не всегда добросовестно относятся к тому, чтобы разнести квитанции и разложить в почтовые ящики», нужно обращаться не в службу «062», а непосредственно в «Жилкомсервис», — пояснил Александр Яковлев. 

Техника на грани фантастики 

Чтобы не возиться с бумажной макулатурой, КП «Жилкомсервис» планирует внедрить безбумажные технологии в сфере расчетов за услуги ЖКХ (сейчас такие услуги предоставляются только в отделениях ОАО «Мегабанк»). Осталось договориться с коммерческими банками, чтобы те установили в своих подразделениях соответствующие модули. Оплачивая услуги ЖКХ, потребитель будет называть или номер своего лицевого счета, или адрес и фамилию. 

А еще в будущем году в супермаркетах, учебных заведениях и переходах метро, возможно, появятся электронные автоматы с сенсорными экранами — по типу банкоматов — для оплаты услуг ЖКХ. Такие «электронные киоски» высветят информацию для плательщика и выдадут чек о проведенной транзакции. В более дальних планах «Жилкомсервиса» — введение пластиковой карточки для льготников, на которую человек будет получать компенсацию для последующей передачи «Теплосетям» или «Коммуночистводу». 

Александр Яковлев также сообщил, что 99% письменных претензий потребителей были удовлетворены. «Эти жалобы легли в основу тех актов-претензий, которые мы составляем в отношении работы наших подрядчиков. На основании этого ежемесячно производился перерасчет. Так, за прошедший год КП «Жилкомсервис» вернуло недовольным харьковчанам только по квартплате — 6 миллионов 318 тысяч гривен», — утверждает руководитель предприятия. 

Жить стало лучше или веселей? 

Работа любого предприятия оценивается в сравнении. Раньше в обязанности ЖЭКов входило оповещение жильцов о предстоящих бытовых неприятностях (например, отключении воды) путем наклейки объявления на дверях подъездов. Сейчас, по словам директора «Жилкомсервиса», эти обязанности полностью возлагаются на коммунальное предприятие, которое производит планово-ремонтные работы. Например, на КП «ХТС»
или КП «Вода». 

Кроме того, при залитии квартир жильцами верхних этажей ЖЭКи в свое время безоговорочно выписывали акт о факте залития и бесплатно составляли дефектный акт (смету) на ремонт мест залития с указанием суммы материального ущерба. С этими документами можно было смело идти в суд. Теперь ситуация иная. Если и сможете получить акт о залитии, то на второй документ — смету — придется хорошо раскошелиться. Да и времени можно потратить немало в поисках коммерческой организации с лицензией, которая грамотно составит смету, не вызывающую вопросов у судьи. 

Предприятие на букву «Ж» 

Призрак «Жилкомсервиса» бродит в Интернете: информация о том, что в Хозяйственном суде Харькова рассматривается дело о банкротстве КП «Жилкомсервис», буквально разлетелась по харьковским СМИ, которые не привыкли проверять свои источники. 

«Ужасающая» информация, что харьковский городской голова и секретарь городского совета банкротят коммунальное предприятие «Жилкомсервис», говорит Александр Яковлев, у меня ничего, кроме смеха, не вызывает. Это на 101% провокация и ложь. Ни о каком банкротстве нашего предприятия речь никогда не шла. 

Центральная диспетчерская служба КП «Жилкомсервис». Тел. 730-72-28. Заявки принимаются круглосуточно по любым вопросам, касающимся жизнедеятельности города. 

— ЗАО «Жилкомсервис» и КП «Жилкомсервис» — разные вещи, — напоминает руководитель коммунального предприятия-«однофамильца». — А одинаковое название… Так исторически сложилось, что ЗАО «Жилкомсервис» существовало в Харькове и содержало несколько жилых домов... Если и есть где-то на территории города или области предприятие-тезка, то оно никакого отношения к коммунальному предприятию «Жилкомсервис» не имеет. 

Александр Яковлев подчеркнул, что никаких миллионных долгов перед другими «близнецами» — ОАО «Харьковгоргаз» или ОАО «Харьковгаз» — у КП «Жилкомсервис» нет.
«Жилкомсервису» прибыль не нужна! 

Как заявил журналистам руководитель КП «Жилкомсервис», это предприятие не является прибыльной структурой. Средства, полученные от горожан в виде квартирной платы, перечисляются подрядчикам за выполненную в полном объеме работу. 

Александр Яковлев сообщил, что ни у кого, тем более у городских властей, нет цели увеличить объем собираемых с жильцов денег или повысить тариф. Реально уровень рентабельности жилищно-коммунальных предприятий составляет 10%. Этого, по словам Александра Яковлева, хватает только на то, чтбы обеспечить, «может быть, какой-то задел для какого-то развития». «Если даже предположить, что на счете предприятия остаются свободные деньги, — говорит Александр Афанасьевич, — они не накапливаются. 

Потому что постоянно находятся в жизни города проблемы, которые требуют дополнительного вложения денежных средств. Поэтому такого понятия, как прибыль «Жилкомсервиса», нет. Это нонсенс, потому что в противном случае это означает, что я, накапливая определенные резервы как получатель средств квартирной платы, вместо того чтобы вложить резервы в дело и использовать для жителей, буду вынужден заплатить в виде налогов государству. Это не имеет под собой никакой экономически здравой основы».
В штате предприятия работают сейчас 700 человек. Деятельность, по словам руководителя, осуществляется во многом за средства предприятий, имеющих с «Жилкомсервисом» договорные отношения. По поводу сногсшибательного евроремонта в головном офисе «Жилкомсервиса» Александр Яковлев подчеркивает: «Ремонта как такового нет, потому что предприятие просто-напросто заселилось в новостройку, то есть в часть построенного здания (Харьковского горсовета на улице Квитки-Основьяненко, 7. — Прим. авт.), которая была сдана в эксплуатацию… А специально для «Жилкомсервиса» никто ничего не делал». 

Прогноз: январь будет сложным 

Помнится, январь 2007 года был непростым и для работников жилищного хозяйства, и для жильцов домов. Решение о создании нового предприятия приняли одновременно с решением о прекращении существования ЖЭКов, вот и вышло, что ЖЭКи закрыли, а у подразделений новой структуры жилищников еще не было ни офисов, ни телефонов. Что ж, это издержки любых перемен. Вот и с января 2008 года грядут некоторые перемены. 

Служба единого заказчика постепенно будет претерпевать изменения. Директор «Жилкомсервиса» предупредил, что предприятие будет проводить реорганизацию, меняя свою структуру и создавая новые подразделения. Это связано с появлением новых задач — например реализацией программы капитального и текущего ремонта, на которую предполагается выделить немалые средства. Вот только когда эти средства удастся выделить, пока неясно. 

— Январь обещает быть проблематичным и сложным, — прогнозирует Александр Яковлев. — Из-за процессов, которые происходят в Киеве, в 2008 год мы входим без бюджета, сессия горсовета не успеет принять бюджет города до конца этого года. 

Что такое «Жилкомсервис»?
КП «Жилкомсервис» — коммунальное предприятие, которое работает по системе единого заказчика. В отличие от ЖЭКов, когда заказчик, исполнитель и контролер были в одном лице, КП «Жилкомсервис» не является исполнителем услуг, а только заказчиком и контролером. Предприятие заказывает у подрядчиков (предприятий-исполнителей) необходимые жилищно-коммунальные услуги для населения и контролирует выполнение этих работ. Если они выполнены качественно, подписываются акты приема-сдачи и подрядчикам перечисляют деньги из средств квартирной платы харьковчан.

Как мы платили, кому, сколько и за что

График проплат — как в старых советских фильмах о производстве: кривая неуклонно ползет только вверх («Выполним и перевыполним»!). По информации, предоставленной КП «Жилкомсервис», поступление квартирной платы от населения в 2007 году: минимальная в январе — 39,8%. Февраль — 44,9%, март — 65,5%, апрель — 69,5%, май — 74%, июнь — 83%, июль — 91,8%, август — 93,6%, сентябрь — 93,6%, октябрь — 94,1%. Уровень оплаты по состоянию на ноябрь — рекордный — 94,1%. 

Распределение средств квартирной платы (по нисходящей): 
КП «Благоустройство» (уборка придомовой территории, очистка мусоросборников и загрузка контейнеров) — 34,9%.
КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» (вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов, очистка дворовых туалетов) — 14,5%.
КП «Харьковские тепловые сети» (техническое обслуживание внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, обслуживание бойлеров) — 15,1%.
КП «Харьковгорлифт» (техобслуживание лифтов и систем диспетчеризации) — 11,8%.
АО «Харьковоблэнерго» — 9,8%.
КП «Вода» (техобслуживание внутридомовых систем водоснабжения) — 6,9%.
КП «Харьковкоммуночиствод» (техобслуживание внутридомовых систем водоотведения) — 4,6%.
Мобильная жилищно-ремонтная служба на базе КРСП Коминтерновского района (выполнение непредвиденного и мелкого текущего ремонта конструктивов зданий по заявкам КП «Жилкомсервис» и службы 062) — 2,4%. 

                                                            Информация предоставлена КП «Жилкомсервис».