Сегодня в магазинах можно найти огромное количество воды в бутылках — местной и из «дальних краев». Чтобы разобраться в ассортименте, мы решили проанализировать два десятка торговых марок, более или менее популярных в нашем городе. Для анализа взяли и просто питьевую воду, и минеральную.

Экспресс-анализ 20 видов бутылированной воды

Бутылированную воду можно разделить на минеральную и питьевую (неминеральную). Минеральная — это исключительно природная вода, насыщенная минералами и добываемая из признанных врачами источников. Неминеральная — та, которая подверглась обработке, в том числе очищению фильтрами. Правда, ее иногда разбавляют минеральными солями и различными химическими элементами. Минеральная вода, в свою очередь, разделяется на две категории — столовую и лечебно-столовую.

Привычка, свойственная многим, — потреблять минералку «не глядя». Если столовую воду можно пить без ограничений — лишь бы в желудке поместилось, то лечебно-столовую — только по совету врача. Это не просто вода, а лекарство от болезней, указанных на этикетке, а с лекарствами нужно знать меру.

Первое, что мы сделали, — это посетили один из харьковских супермаркетов и приобрели разные сорта бутылированной воды. Брали, естественно, не диковинки, а то, что можно спокойно купить в магазинах города. В тех случаях, когда торговая марка предлагает несколько разновидностей воды (это касается, например, «Трускавецкой» и «Боржоми»), мы брали только одну.

Попытка исследовать воду в лабораторных условиях провалилась, что называется, «на корню». В отделении гигиены питания областной санэпидемстанции пояснили, что пробу воды для таких исследований правомочны брать только специалисты, причем по Госстандарту. Оказывается, облСЭС не имеет права помочь даже милиции, когда ее сотрудники обращаются с просьбой проанализировать подозрительную жидкость.

Кроме санитарно-эпидемиологических станций, технологическими возможностями исследовать воду обладают также институт метрологии и общество защиты прав потребителей. Однако условия там те же, что и в СЭС, — отбирает образцы исключительно специально обученный человек.

Акция «дегустация»

Конечно, по идее, вода — жидкость без цвета, запаха и вкуса, однако вкусовые качества приобретенной минеральной воды оказались далеки от физического идеала. Столовая вода показалась почти одинаковой. Конечно, это чисто субъективное мнение, но из 12 ее наименований вкусовые рецепторы сотрудников редакции выделили небольшую «кислинку» лишь у воды «Бон Буассон».

Зато совсем другая ситуация с водой, предназначенной для лечебных целей. Самой «бронебойной» (в смысле солености) оказалась вода из Грузии — «Боржоми». По первому впечатлению — как морская вода, разбавленная классической водопроводной. Впрочем, указанный на этикетке уровень минерализации расставил все точки над «i». Этот показатель у «Боржоми» самый высокий среди всех бутылированных вод — до 7,5 грамма в литре (дм3). Для сравнения: известная харьковчанам «Миргородская», тоже солоноватая, имеет вдвое меньшую минерализацию (2,5-3,5 г/дм3, «Миргородская-2» — от 3,0 до 5,0 г/дм3). Почти не выделяются вкусом «Знаменовская», «Грайвода» и местная «Березовская» вода, что объясняется невысокой минерализацией (смотрите таблицу).

Удивила кременчугская вода «Изумрудная», которая на вкус оказалась по «солености» где-то посередине между «Боржоми» и «Миргородской». Неизвестно, откуда в приднепровском районе с неблестящей (мягко говоря) экологией могла взяться минеральная вода с уровнем общей минерализации в 2,5-4,0 г/дм3. Хотя представители торговой марки подтвердили ее природность, некоторые сомнения все же остались.

Этикетка

Согласно требованиям ГОСТа Украины (смотрите справку), на этикетках купленной мной воды должны были указываться более десяти пунктов различной информации. К сожалению, не все производители минеральной воды законопослушно сообщают потребителям обо всем необходимом. Только шесть видов минеральной воды полностью отвечают требованиям. Некоторые производители вместо отдельного указания источника воды и фирмы-разливщицы ограничиваются одним адресом («Березовская», «Знаменовская», «Оболонская» и другие) или указанием глубины скважины. Не везде можно прочесть о показаниях к употреблению и химическом составе («Бонаква», «Оболонская», «Калипсо»). «Аляска» и «Новая Бавария» ограничились только химическим составом, а столовая «Ордана» и вовсе указывает лишь общую минерализацию.

Что касается номера ГОСТа или хотя бы номера ТУ У, то даже это указано не на всех этикетках. Такая информация отсутствует у лечебно-столовой «Березовской», «Орданы» и «Бон Буассона». А «Знаменовская» имеет сокращенный номер Госстандарта. Даже, казалось бы, такое простое дело, как газированность/негазированность, забыли указать производители столовой «Березовской» и столовой «Трускавецкой» (о газированности последней можно догадаться лишь по содержанию углекислоты).

Не все гладко получается и с общей информацией. Особенно удивила продукция «Миргородского завода минеральных вод». На этикетках «Миргородской», «Аляски» и «Сорочинской» присутствуют английский и украинский варианты названия воды и ее сущности. Однако если на украинском языке читаем одно, то перевод с иностранного не совсем ему соответствует. Скажем, «Аляска»: «Вода питьевая газированная», а ее заграничный близнец (по идее) — «Натуральная карбонатная вода».

Все без исключения производители бутылированной воды указали объем и штрих-код, без которого, собственно, торговля этой продукцией развиваться не сможет. На всех минеральных водах указана минерализация, наименование группы. Небольшой казус наблюдается с «Орданой», которая написала группу («гидрокарбонатно-кальциево-магниевая»), но не потрудилась проинформировать потребителей о точном количестве перечисленных химических элементов. Все, кроме «Миргородской-2», имеют дату розлива, условия и срок хранения. Что касается общего впечатления от этикеток, то вызывает удивление тот факт, что всевозможные награды, полученные на «водяных» конкурсах, производители указывают, а необходимые пункты не всегда присутствуют.

Немного о разном

У людей непосвященных может возникнуть вопрос: почему нужно указывать и место розлива, и месторасположение источника. Дело в том, что некоторые фирмы бутылируют воду не сразу, а перевозят ее в цистернах, вследствие чего жидкость теряет полезные качества — минеральные соли оседают на дно или на внутренние стенки резервуаров. За границей далеко возить воду запрещено, но у нас законодательство не такое строгое. Именно поэтому некоторые предприниматели попросту скрывают эту информацию, как и то, что вода в бутылке может не иметь природной минерализации, а отдельно обогащена полезными веществами. Лишь производители «Бонаквы» честно об этом сообщили.

Госстандартом установлен гарантийный срок хранения для минеральных вод в закрытых стеклянных бутылках: насыщенных двуокисью углерода («газировка») — один год; с повышенным содержанием органического вещества — не более шести месяцев; железистых — не более четырех месяцев со дня розлива. Срок хранения минеральных вод, фасованных в другие виды упаковки, предусмотренные стандартом, устанавливается в каждом отдельном случае Государственным центром стандартизации и контроля качества природных и реформированных лечебных ресурсов Украинского НИИ медицинской реабилитации и курортологии по согласованию с Минздравом Украины.

По вкусовым качествам из столовых минеральных вод лучше всего пошла «Сорочинская», подтвердив реноме полтавских минвод как лучших в Украине, а из лечебно-столовых — «Грайвода» (из-под Харькова). Впрочем, вкусовые ощущения — понятие субъективное. Кроме полезности, лечебно-столовая вода оказалась на более высоком уровне и по стоимости. Если не учитывать «Боржоми», произведенную в Грузии, столовая вода дешевле лечебной. Впрочем, следует помнить, что определенную часть стоимости «съедает» доставка, поэтому «Березовская» и «Грайвода» из Харьковской области выглядят в этом плане предпочтительнее. При этом в Харькове гораздо проще купить именно «Березовскую», что делает нашу местную минеральную воду фаворитом в своем классе.

Согласно Госстандарту Украины, на этикетках с бутылированной водой должна указываться такая информация (кроме, естественно, названия):

— Назначение воды (питьевая или минеральная (столовая, лечебная);
— Тип (газированная, негазированная);
— Место расположения источника (или его номер);
— Адрес фирмы, занимающейся розливом воды, торговая марка товара;
— Объем, в литрах;
— Дата розлива, условия и срок хранения;
— Минерализация (г/л или г/дм3);
— Штрих-код продукции;
— Наименование группы (гидрокарбонатная натриевая, хлорно-сульфатная натриевая и т.д.);
— Показания по лечебному применению и химический состав воды в мг/дм3 (для минеральной воды);
— Номер ГОСТа, в соответствии с которым идентифицируется продукт. Характеристики минеральной воды