Харьковский коксовый завод должен выплатить более 3 млн гривен штрафа за то, что восемь месяцев травил харьковчан сверхнормативными выбросами без соответствующего разрешения — такое решение принял хозяйственный суд. Активисты требовали полностью остановить работу завода. С минувшей осени это уже 30-й пикет, однако со стороны областной власти никакой реакции так и не последовало.

Под зданием Харьковского хозяйственного суда на уже юбилейную, 30-ю акцию, вышли не менее полусотни жителей районов, расположенных вблизи злополучного предприятия. Люди говорят, что все последствия работы коксохима ощущают на себе — это и проблемы с органами дыхания, и астма, и онкологические заболевания. Едкий запах проникает сквозь щели даже в наглухо закрытых окнах, не спасают самые современные фильтры. Люди буквально задыхаются. От вредных выбросов страдают не только соседи коксохима — зловонный запах отмечают и жители Салтовки, Новых Домов, центра.

Активист антикоксохима Александр Константинов пришел на пикет в костюме смерти, который символизирует последствия работы завода. Говорит, что общественники неоднократно пытались добиться реакции со стороны областной власти и вместе найти выход из ситуации, но их просто игнорируют.

— В первый рабочий день председателя ХОГА Айны Тимчук мы пытались с ней встретиться. Нас пригласили к ее заместителю Александру Скакуну. Он сообщил в присутствии восьми активистов, что будет создана рабочая группа, в которую обязательно войдет новый губернатор. Но это обещание выполнено не было, — рассказывает Александр Константинов. — Мы приходили еще раз в областную администрацию примерно месяц назад — никто к нам не вышел, никто ничего не сказал, не выразил свою позицию.

По словам участника акции Юрия Лихоты, этой власти просто наплевать на людей.

— Власти наплевать на людей, для них главное — деньги, — возмущается он. — Наши требования — компенсация. Не просто штрафы в госбюджет, а компенсация именно жителям, чтобы какой-то парк для нас сделали или еще что-то.

Хозяйственный суд Харьковской области оштрафовал коксовый завод «Новомет» на 3,5 млн грн за причиненный выбросами вред окружающей среде. 3 июня суд удовлетворил иск прокуратуры. Предприятие с 11 декабря 2019 года по 3 сентября 2020 года осуществляло в сверхнормативном режиме выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не имея соответствующего разрешения, чем нарушило ст. ст. 10, 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха», — сообщили в прокуратуре Харьковской области. — За этот период Госэкоинспекция фиксировала выбросы аммиака, фенола и сероводорода.

Решение суда вступит в законную силу по истечении сроков апелляционного обжалования, то есть в течение 20 дней.

Это небольшая, но все же победа


По словам Александра Константинова, это решение Харьковского хозяйственного суда стало знаковым.  

— Это небольшая, локальная, но все же победа на пути нашей борьбы с коксохимом, — говорит он. — Иначе мы могли бы стать свидетелями того, что в нашей стране деньги решают все и закрывают любые проблемные вопросы независимо от того, насколько серьезный ущерб нанесен громаде.

Как, собственно, получилось с выдачей разрешения «Новомету» на то, чтобы он еще на протяжении семи лет травил харьковчан вредными выбросами в атмосферу.  

— Госэкоинспекция, выходя на завод с проверками в сентябре предыдущего года, собрала ряд документов, в которых говорилось о том, что предприятие загрязняет атмосферу сверхнормативными выбросами без разрешения. Окружной административный суд вынес решение о приостановлении работы предприятия до получения разрешительных документов на выбросы. Если предприятие не получит разрешение на выбросы — наложить запрет на всю его деятельность. Но в марте 2021-го «Новомет», спасибо областной власти во главе с Айной Тимчук, получает разрешение на выбросы загрязняющих веществ сроком на семь лет — а значит, предприятие работает законно. И на то, чтобы оспорить и отозвать это разрешение, возможно, уйдут годы, — говорит Александр Константинов. — И сегодняшнее решение суда могло бы быть таким же, и эпопея для коксового завода в Харькове была бы закрыта — он бы работал и дальше, не обращая на нас с вами никакого внимания...

История коксохима достойна детектива


В самой процедуре получения разрешения на выбросы коксохимом активисты усматривают множество несостыковок. Предприятие, по словам Александра Константинова, так спешило получить этот разрешительный документ, чтобы не попасть под решение суда о приостановке работы завода, что наделало колоссальное количество процессуальных и технических ошибок. История с харьковским коксовым достойна детективного романа, говорят активисты.

— Первым условием для получения разрешения на выбросы от Министерства окружающей среды и природопользования является регистрация предприятия этим же самым министерством в Государственном реестре, где предприятие должно быть отнесено либо к 1-й, либо ко 2-й, либо к 3-й категории опасности. Первые две категории по этой классификации получают разрешение на выбросы от Министерства окружающей среды, третья — от другой госструктуры, — рассказывает Александр. — Так вот, разрешение на выбросы 5 марта «Новомету» Министерство окружающей среды предоставило, но на наш запрос, находится ли это предприятие на государственном учете (это первое условие для получения разрешения), в ведомстве сообщили, что харьковский коксовый завод «Новомет» с такой просьбой не обращался.

Готовил пакет документов для подачи в Министерство окружающей среды на получение харьковским коксовым заводом «Новомет» разрешения на выбросы в окружающую среду Институт проблем внешней среды, который, кстати, несет уголовную ответственность за соответствие поданных документов действительности.

— Так вот в этом пакете документов значилось, что «Новомет» состоит на госучете и относится к 1-й категории опасности. Тогда как в Министерстве окружающей среды утверждают, что не ставили это предприятие на учет и не присваивали ему никакой категории. При этом организация, которая готовила пакет документов, является структурным подразделением самого Министерства окружающей среды, — разводит руками Александр Константинов.  

Областная власть проигнорировала мнение харьковчан  


Кроме того, в этом пакете документов содержится заключение ХОГА о том, что харьковчане не имеют ничего против работы завода «Новомет», которое, согласно процедуре, должно быть сделано на основании общественных слушаний. В Харькове таковых проведено не было.  

— На наш запрос о проведении общественных слушаний в министерстве ответили, что слушания не были проведены в связи с упрощенной процедурой из-за коронавируса, — продолжает Александр Константинов. — То есть, Харьковская областная государственная администрация всего лишь проверила, есть ли письменные обращения граждан по поводу несогласия с деятельностью харьковского коксового завода «Новомет», а посему просят не выдавать ему разрешение на выбросы. А поскольку, как утверждают в ХОГА, таких обращений не было — областная власть предоставила информацию в Министерство окружающей среды, что в Харькове никто не против деятельности предприятия. Причем подавались эти данные, когда в городе уже вовсю шли протесты харьковчан против неправомерной работы коксохима.

Также активисты отмечают несостыковки в проектной документации.

— В министерстве говорят, что выдали разрешение заводу на выбросы на основании пакета документов, который был количественно описан 15 января 2021 года. Мы даем запрос с целью выяснить, каким числом датируется документ по описанию источников выбросов предприятия, то есть каковы расчетные концентрации от каждого из источников, представленные заводом. Министерство отвечает, что было два протокола от коксохима. Один от 15 января, который был признан неправильным, потому что в нем выбросы завода превышали нормы. А посему в принятии этого документа было отказано. Тогда завод представил новый документ — позже, уже в феврале. Но разрешение на выбросы было выдано на основании того документа, который министерство нам в ответе указывает как несоответствующий, — объясняет Александр Константинов.  

Горожане добиваются отмены разрешения на выбросы


Активисты обратились в Министерство окружающей среды (Константинов лично зарегистрировал заявление на горячей правительственной линии) с просьбой провести проверку, находилось ли предприятие на момент получения разрешения на государственном учете и какой категории опасности оно соответствует.

— Если на момент получения разрешения харьковский коксовый завод «Новомет» не находился на государственном учете, Министерство окружающей среды обязано отозвать разрешение на выбросы, предоставленное ему на семь лет вперед, обратившись в хозяйственный суд, — говорит общественник. — Ответа пока нет.


Неразборчиво написано заключение?


Также жители ближайших к коксохиму районов продолжают добиваться компенсации от «Новомета» за вред, причиненный их жизни и здоровью.

– В Новобаварском отделе Национальной полиции открыто уголовное дело, инициированное Харьковской областной прокуратурой по нашим многочисленным обращениям, в том числе и на горячую правительственную линию, и в полицию. Были вызовы оперативных групп, у нас брали свидетельские показания, об этой ситуации был доклад в рабочей группе в горсовете. Была проведена экспертиза Институтом судебных экспертиз имени Бокариуса, но получила отвод в связи с тем, что… неразборчиво написано заключение, — рассказывает Александр Константинов. — Сейчас Новобаварский райотдел полиции повторно подал на экспертизу в Институт Бокариуса — вот уже месяц-полтора ждут ответа. Одна из наших активисток добилась, что ее привлекли в качестве пострадавшей — теперь она имеет право знакомиться с материалами дела. Приезжает раз в неделю в райотдел, пытается пообщаться со следователем. И на сегодняшний день мы уже привлекли к этому делу юристов.