Кабинет министров решил разработать постановление по перерасчету стоимости коммунальных услуг при их некачественном предоставлении. Что это – шаг навстречу потребителю или очередной законодательный шлак?

Вот уже полгода харьковчанин Анатолий пытается добиться от тепловиков компенсации за холодные батареи в одной из комнат его двухкомнатной квартиры.

– В большой комнате и кухне с теплоснабжением все нормально, а в спальне – батареи холодные. С начала отопительного сезона я сообщал на предприятие об этой проблеме, обещали проверить сети, возможно, где-то «завоздушка». Однако вот уже и отопительный сезон позади, а ничего так и не было сделано. Мне пришлось купить обогреватель в спальню, иначе находиться там было просто нереально. Правда, определенное участие тепловики проявляли – периодически звонили и интересовались, решена ли уже проблема? А счета при этом выставляли регулярно – около 2300 гривен ежемесячно, – рассказывает харьковчанин.

Начиная с декабря Анатолий стал добиваться перерасчета за некачественно предоставленную услугу. Пригласил тепловиков для составления акта проверки, однако они не явились. Тогда он сам составил акт, заручившись подписями соседей.

– Перерасчет сделали почему-то только за один месяц. А по всем остальным – молчок. Пришлось обратиться в суд, нанять адвоката. Если удастся выиграть дело, предприятие не только заплатит мне компенсацию, но еще и моральный ущерб, а также оплатит услуги юриста, – говорит потребитель. – Так что возмещение от коммунальщиков за некачественную услугу, по сути, остается только на бумаге. В реальной жизни добиться перерасчета не так-то просто.

Кабинет министров решил разработать очередное постановление по перерасчету стоимости коммунальных услуг при их некачественном предоставлении.

По информации пресс-службы Министерства развития громад и территорий, в проекте предложены механизм и условия осуществления перерасчета стоимости услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения, водоотведения и т. п. Также предусмотрены количественные и качественные характеристики предоставления коммунальных услуг – они учитываются при осуществлении исполнителем коммунальных услуг перерасчета стоимости этих услуг в случае их непредоставления, или предоставления не в полном объеме, или несоответствующего качества. Кроме того, в проекте документа определяются особенности осуществления перерасчета стоимости коммунальных услуг в зависимости от вида договора, заключенного между исполнителем и потребителем, и условий начисления платы за эти коммунальные услуги.

Указывается, что перерасчет за некачественную услугу будет осуществляться исполнителем услуги на основании составленного акта-претензии. Если акт поступит от одного потребителя, проживающего в многоквартирном доме, перерасчет будет осуществляться для всего дома. Также подчеркивается, что перерасчет за некачественное предоставление коммунальных услуг будет осуществляться вне зависимости от наличия у потребителя долгов за коммуналку.

Однако эксперт в сфере ЖКХ, глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко считает правительственную инициативу очередным законодательным флудом.

– Ну, во-первых, такое постановление существует еще с 2010 года, а во вторых – оно в нынешней ситуации ничего не решает, потому что процедура обжалования некачественных услуг настолько сложна, что потребитель вынужден будет ждать результатов пересчета месяцами, если не годами, – говорит эксперт. – Просто продолжается законодательный шлак или флуд, а проблемы потребителей коммунальных услуг никого не интересуют.