Наконец началось настоящее лето,  а с ним – и реальная угроза пищевых отравлений. И не  последнюю роль в этом играют розничные торговцы. Как избежать неприятных сюрпризов и защитить свои права, если товар оказался с изъяном?

Не секрет, что торговцы в рознице  нередко грешат продажей просроченной продукции,  нарушением  условий хранения  и реализацией продуктов без надлежащей информации. Как не навредить здоровью и кошельку?  

За просроченный товар должны вернуть деньги


Исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов рекомендует прежде всего обращать внимание на условия хранения товара.

По его словам, пищевые продукты, особенно не предназначенные для длительного хранения,  быстро портятся. Например, пастеризованное и кипяченое молоко, сливки при температуре +4-8 градусов можно хранить до трех суток и немного дольше – при температуре от 0 до +6.  Срок хранения свежего мяса в холодильнике при температуре + 5-7 градусов   – максимум 10 часов,  а от 0 до + 5 градусов  – не более суток. Для фарша и рубленого мяса этот срок еще короче.

– Итак, вы уверены, что продукт хранился в надлежащих условиях и в течение требуемого срока?  Проверьте! – предлагает он.  

Кроме того, эксперт советует обратить внимание  на дату окончания срока реализации товара. Если он закончился,  риск пищевого отравления критически повышается по причине роста в продукте популяции бактерий, в том числе болезнетворных.

– В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей», продажа товаров, у которых закончился срок годности, запрещена, – отмечает Максим Несмиянов. –  Если такой товар был продан, несмотря на требования закона,  продавец обязан вернуть вам деньги за просроченный товар. Отказать в возврате или обмене просроченного товара не имеют права.

А если все же попытаются –  всегда можно обратиться с жалобой в Госпродпотребслужбу, предоставив в качестве доказательства чек и фото товара.

Если сварили рыбу, а она вонючая  


Харьковчанка Людмила купила в овощном киоске рядом с домом два килограмма клубники.

– С виду красивая, крупная, целенькая. Принесла домой, вывалила  в таз  с холодной водой. Батюшки! Вода покраснела, а клубника превратилась в кашу, – рассказывает женщина. – Выловила я ее – и назад, в ларек: «Заберите свой товар, – говорю – Верните деньги!». А продавец ни в какую, мол,  это вы его испортили, не возьму назад – и все. Неужели она права и за некачественный товар должен расплачиваться потребитель?

По словам Максима Несмиянова, согласно статье 9 Закона Украины «О защите прав потребителей», покупатель может обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный у соответствующего продавца.

– При покупке же «подгулявших» продуктов у потребителя есть два варианта действий на основании их ненадлежащего качества: возврат товара и его замена на качественный  или получение уплаченных за товар денег. Указанные права на возврат товара предусмотрены ч. 8 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», – объясняет специалист.

Причем, отмечает он,  вернуть некачественный товар можно даже в том случае, если вы вскрыли упаковку или изъян выявился в процессе употребления продуктов.  

– Если вы обнаружили просрочку по маркировке, или плесень на товаре, или неприятный запах –  приходите с чеком в супермаркет и вам вернут деньги. На это спокойно должны реагировать. Даже если вы открыли банку и почувствовали неприятный запах или половину продукта уже съели, а потом заметили, что с ним что-то не так, – вы можете вернуть товар. Рыбу сварили, а она  вонючая – берешь пакет с рыбой и возвращаешь! – говорит эксперт.

Отказываются возвращать деньги – вызывайте полицию


Но имейте в виду – вернуть товар можно только при наличии чека в течение 14 дней со дня покупки. Правда, некоторые продавцы могут самостоятельно устанавливать более длительный срок. Поэтому, покупая продукты, требуйте и сохраняйте чеки.

– Однако покупателю не  всегда обязаны выдавать фискальный чек. Это также может быть товарный чек, накладная, квитанция и т. п., - рассказывает Максим Несмиянов. –  Будьте внимательны - иногда продавцы выдают не настоящие чеки, а так сказать – «учебные».

Если же продавец упирается и ни в какую не хочет возвращать деньги за некачественный продукт или менять его  – не медлите и сразу вызывайте  полицию.

– Если отказываются возвращать деньги – вызываете полицию, чтобы состоялась фиксация этого момента согласно ст. 227 УК «Выпуск или реализация недоброкачественной продукции», где говорится о  штрафах, – говорит специалист. –  Но проще сделать звонок на горячую линию сети, вызвать администратора и рассказать о проблеме.

Если вопрос решить не удалось,  обращайтесь в контролирующий орган.

– Пишите жалобу, параллельно просите проверить весь магазин на нарушение санитарных норм. Контролирующие органы все равно сделают предписание на возврат вам денег, – подсказывает специалист.

«Товар в руки не даю»


А харьковчанка Надежда Павловна устроила в небольшом магазинчике, приютившемся среди жилых домов, настоящий скандал за то, что продавец не дал ей в руки пачку сметаны, пока та ее не купит.

– Нет, ну вы представляете? Спрашиваю: «Сметана свежая». - Отвечает: «Свежая». - Уточняю: «Какой срок годности?». - А она так грубо: «Сказала же – свежая». - «Дайте пачку,  – говорю. – Сама прочту». Так она меня чуть ли не послала, мол, товар в руки не даю, – возмущается обиженная женщина. – Ну, я развернулась и ушла. Но имела ли продавец право так поступать?

Максим Несмиянов утверждает: брать товар в руки в магазинах покупатели могут беспрепятственно, потому что, согласно статье 700 ГК Украины, до заключения договора купли-продажи покупатель может осмотреть товар, настоять на проверке его свойств или презентации использования. Но только в том случае, если сам товар не исключает такой возможности и это не противоречит правилам розничной торговли.

– Как правило, в супермаркетах товары находятся в пределах доступности для покупателя, и любой человек может изучить его состав и всю информацию, представленную на упаковке. Но в некоторых небольших магазинах товары расположены на витринах либо на полках, и продавцы иногда ограничивают доступ покупателя к продуктам, заявляя, что товар в руки не дают. Это является нарушением ваших прав, вы имеете право настаивать, чтобы товар предоставили для осмотра, – отмечает эксперт.