Платить за поездку в общественном транспорте таки придется и пенсионерам, и людям с инвалидностью, и другим льготным категориям – в правительстве решили заменить льготный проезд денежными компенсациями. Все расходы государство переложило на плечи местных бюджетов. Сколько же льготников они смогут потянуть?

Соответствующим законопроектом, согласованным Кабмином, предлагается внести изменения в 12 законов Украины, в которых речь идет о льготниках. Предполагается, что отдельные категории граждан, которые имеют льготы и право на бесплатный проезд, начнут получать денежную компенсацию, а «курировать» процесс будут органы местного самоуправления. Таким образом, считают в Кабмине, это позволит самостоятельно решать вопросы предоставления льгот по оплате проезда на местах и поспособствует адресности их предоставления. В Минсоцполитики говорят, что принятие закона будет целесообразным для людей, которые имеют льготы, но не пользуются ими, ведь они смогут получить денежную компенсацию.

При этом отменят обязательное предъявление удостоверений, а также штрафы за немотивированный отказ от перевозки льготников.

В Украине право на бесплатный проезд имеют, в частности, ветераны войны; ветераны военной службы, органов внутренних дел и др.; лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы; жертвы нацистских преследований, лица с инвалидностью; родители военнослужащих, погибших, умерших или пропавших без вести во время прохождения военной службы; реабилитированные лица; дети из многодетных семей; пенсионеры по возрасту; многодетные семьи и дети из таких семей и т.д.

Сейчас затраты на перевозку льготников должно компенсировать государство, но не в состоянии профинансировать их на 100%.

– Не секрет, что государство не всегда вовремя и в полном объеме выплачивало компенсацию за перевозку льготного контингент. Поэтому, например, водители маршруток идут на всевозможные ухищрения – скажем, устанавливают определенный лимит льготников на одну поездку. Где-то власти запускали так называемый льготный автобус, который перевозил исключительно людей льготной категории, но ездил всего пару раз в день, – говорит юрист Роман Чумак. – Самым конфликтным моментом стало ограничение количества льготных поездок, ограничение количества лиц, которые могут воспользоваться льготой. По данному поводу было уже много конфликтов в разных регионах Украины, в том числе в Харьковской области. Льготникам из пригорода или других регионов, которым государство дало право на бесплатный проезд, приходилось оплачивать его, поскольку город обеспечивал бесплатным проездом исключительно свою громаду.

Кому и сколько поездок компенсировать, решит громада


Теперь Кабмин предлагает передать монетизацию льгот на проезд в общественном транспорте местным властям. То есть льготы для социально незащищенных граждан будут заменены денежной компенсацией.

– И тут ключевой момент: будут ли эти деньги из местного бюджета направлять в виде компенсации перевозчику или ежемесячно будут выдаваться определенные суммы непосредственно льготнику, которыми он сможет оплачивать проезд в общественном транспорте. По аналогии с субсидией: в безналичной форме (когда часть платы за коммуналку погашается непосредственно коммунальным предприятиям) или наличной (когда субсидиант получает деньги и все оплачивает сам). Судя про всему, скорее всего, предполагается, что выплаты человек будет получать на руки.

В законопроекте нет никаких цифр – сколько поездок в месяц будут компенсировать и какой примерно суммой, непонятно. Эти вопросы отдали на откуп громаде.

Всегда можно обратиться в суд


Между тем льготу на проезд определенной категории населения предоставило государство – в любом городе на любом общественном транспорте такой человек имеет право бесплатного проезда. Теперь же государство отказывается финансировать льготную категорию, перекидывая эти обязанности на местные власти. А те уже вправе решать, какие льготные категории оставить, какое количество бесплатных поездок они смогут совершать. Деньги на это будут выделяться не из государственного, а из местных бюджетов. И какую сумму выделить, будет решать каждая ОТГ на свое усмотрение. Однако, учитывая трудности, которые испытывает власть с наполнением бюджетов всех уровней, очевидно, что выделенных сумм не будет хватать на то, чтобы покрыть все расходы на поездки. Особенно, если льготник вынужден ежедневно пользоваться общественным транспортом. Тут уж пенсионерам придется выбирать: либо отказаться от ежедневных поездок по городу, либо частично оплачивать их из своей пенсии.

– Противоречия с ранее принятыми законами здесь, безусловно, есть, потому что все эти льготы регулируются законами. Законы принимает Верховная Рада. Кабмин – это исполнительный орган высшей законодательной власти. Так что льготы никак не могут устанавливаться распоряжением местных властей, – говорит Роман Чумак. – Да, местные власти могут каким-то категориям предоставить дополнительные льготы. В Квеве, например, проводятся адресные доплаты учителям.

В связи с децентрализацией полномочия, равно как и бюджеты, передаются местным властям. А посему не исключено, что какие-то льготные категории будут ущемлены в правах. В этом случае юрист не исключает массовых обращений граждан в суды.

– Ограничить конституционные права достаточно тяжело, в том числе – на бесплатный проезд. Для этого Верховная Рада должна принять соответствующий закон, внести изменения. А если вносятся изменения, всегда можно поставить вопрос о конституционности таких изменений, обратиться в Конституционный суд с целью выяснить, насколько все это соответствует Конституции, – говорит Роман Чумак.


Ущемление прав льготников противоречит Конституции


Адвокат Романа Лихачев с коллегой согласен: ущемление прав льготников противоречит Конституции.

– Непонятно, как новая система будет действовать, тем более что все это не соответствует законам Украины, Конституции например, где четко сказано, что социальные гарантии не могут быть сокращены, – говорит адвокат. – Соответственно, Конституционный или Окружной суд может такое постановление Кабмина отменить.

Подобные инциденты есть и сейчас. В качестве примера Роман Лихачев привел дело, которое рассматривается в суде по Зачепиловской ОТГ.

– Там приняли положение по ограничению количества поездок и всего прочего из местного бюджета и сейчас участник АТО судится за отмену этого положения, которое противоречит Конституции, – говорит адвокат.

Новацию поддержали не все


Кстати, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проект согласован без замечаний Ассоциации городов Украины, а уполномоченный ВРУ по правам человека, уполномоченный президента по правам людей с инвалидностью и несколько профильных общественных организаций не поддержали законопроект, но не указано, почему. Также его не поддержал Общественный совет при Министерстве социальной политики.

Однако по заключению уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека проект соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод.