Сальмонелла и стафилококк уложили на больничную койку десятки посетителей «Мафии» и «Якитории» в Харькове. Владельцы ресторанов готовы компенсировать расходы на лечение. Что может стать подтверждением посещения ресторанов и что делать, если кафе или магазин вовсе не намерены добровольно возмещать убытки, выяснял «Вечерний Харьков».

Рестораны закрыты. Проводится проверка


По данным эпидемиологов, в заведениях общепита царила антисанитария, о чем свидетельствуют результаты исследования блюд, продуктов и смывов с оборудования на кухне. В частности, бактерии сальмонеллы выявлены на одной из разделочных досок. Бактерии сальмонеллы обнаружили и в роллах, которые клиенты ресторана заказывали домой, в частности, с использованием омлета, огурца, мягкого сыра и паштета, а также рыбы.

Центр контроля и профилактики болезней исследовал анализы 19 работников ресторанов – документы были не у всех. А посему установить точно, что они являются сотрудниками именно этих заведений, невозможно. Не был предоставлен и список работающих. Но люди, которые находились на рабочем месте 17 июня, были обследованы на группу кишечных инфекций – результаты отрицательные, отметила заведующая отделом эпидемиологического надзора, наблюдения и профилактики инфекционных заболеваний Харьковского областного центра контроля и профилактики болезней Татьяна Карлова. Между тем сальмонеллу обнаружили у одного из работников, еще у шести – стафилококк.

Тем временем количество отравившихся после посещения суши-ресторанов растет. По данным вице-мэра Светланы Горбуновой-Рубан по состоянию на 23 июня 78 пациентов проходят лечение в медицинских учреждениях. Часть из них готовится к выписке.
По информации Татьяны Карловой, у 42 пациентов выявили бактерии сальмонеллы.

За чей счет лечение?


По данным горсовета, пациенты лечатся препаратами, которые есть в больницах. Недостающие лекарства докупают родственники. Также материальную помощь на лечение оказывают собственники сети ресторанов, где отравились люди.

– Я напрямую контактирую с директором «Якитории». За эти дни оказана помощь лечебным учреждениям, где находятся больные, на сумму 150 тысяч гривен, – сообщила Светлана Горбунова-Рубан. – Это на физрастворы и все необходимое.

Поскольку массовое отравление в Харькове получило широкую огласку, собственники заведений-нарушителей вряд ли будут отказываться от возмещения расходов на лечение пострадавших, дабы не погубить и без того подмоченную репутацию.

– Думаю, здесь даже доказательства не понадобятся для возмещения ущерба пострадавшим клиентам. Службы безопасности заведения просто по камерам посмотрят, действительно ли тот или иной человек был в это время в ресторане, – говорит юрист Роман Чумак.

Ключевой момент – наличие чека


Но какие шаги предпринять человеку, который почувствовал недомогание после того, как отведал готовое блюдо из магазина или пообедал в кафе, а заведение не желает добровольно компенсировать материальные и моральные убытки? Ключевой момент здесь – наличие у пострадавшего человека подтверждения, то есть чека, отмечает Роман Чумак.

– Если это не такой массовый случай, как в «Якитории», а вы просто отобедали где-то в ресторане, в кафетерии, в магазине готовую еду купили и вам стало плохо – то в качестве доказательства этого факта, безусловно, нужен чек, – говорит юрист.

Однако наши люди не очень любят собирать чеки и, объективно говоря, никто их не хранит. Поэтому юрист рекомендует совершать покупки бесконтактным способом – в этом случае подтверждением будет проведенная транзакция.

– Рекомендация, которой пользуюсь я лично – оплачивать покупки банковской картой. Всегда есть подтверждение, что вы покупали данный товар. Чек не нужен – на карте имеется данная транзакция. Копия фискального чека сохранятся, отчет идет в налоговую, то есть, в принципе, эти данные восстановить можно, – считает Роман Чумак.

Также следует получить медицинское подтверждение отравления, обратившись в больницу.

– Если вы просто пришли в ресторан и голословно заявили: «Я у вас ел и отравился», вам могут ответить: «Возможно, и ели, но только не у нас», – предупреждает юрист. – Многие думают: вот сейчас пойду в ресторан и напишу жалобу с требованием о возмещения вреда. А ресторан в ответ: «А доказательства?» Если доказательств нет – ни чека, ни обращения к врачу, – это исключает любую компенсацию.

Исходя из профессионального опыта, юрист говорит, что при наличии подтверждения ресторан, как правило, старается избежать лишней огласки, администрация идет навстречу клиенту.

– Чек после посещения ресторана, чеки из больницы (если вы туда попали), подтверждающие расходы на лечение, моральный ущерб на какую-то сумму – и все. Поторговались по моральному вреду, заплатили и забыли, – говорит Роман Чумак.


Если кафе встало в позу


Если даже при наличии чека и медицинского подтверждения ресторан на жалобы клиента не реагирует, пишите жалобу в Госпродпотребслужбу, рекомендует юрист.

– Сотрудники этой организации выйдут по месту расположения ресторана с ревизией – проверят, в каких условиях готовится еда, как хранятся продукты, не просрочены ли они, сделают смывы на микроорганизмы и так далее. После чего дадут письменный ответ заявителю, – отмечает Роман Чумак. – Но для проверки тоже необходимы основания – то есть, наличие того же чека.

Ну и, конечно же, у человека есть право обратиться в суд. Хотя, по словам юриста, до этого дело доходит редко.

– Просто единичные случаи. Надо очень сильно обидеть человека, чтобы он в суд пошел, – замечает Роман Чумак.

Проверка ждет весь общепит


Напомним, 17 июня в Харьковском областном лабораторном центре сообщили о 19 взрослых и шестерых детях, которые попали в больницу после посещения ресторанов «Якитория» и «Мафия». Позже в Харьковском городском совете проинформировали о 34 отравившихся (22 взрослых и 12 детей), 25 из которых проходили лечение в больнице. Число отравившихся росло с каждым днем.

Полиция открыла уголовное производство по ч. 1 ст. 325 (нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений) Уголовного кодекса Украины. Максимальное наказание по санкции статьи предусматривает до трех лет лишения свободы.

Правоохранители опрашивают установленных потерпевших и выясняют обстоятельства. Проводится исследование отобранных образцов анализов пострадавших, продолжается судебно-медицинская экспертиза.

«В связи с увеличением количества отравившихся полиция Харьковской области призывает всех пострадавших обратиться в полицию по телефону: +38 (063) 631 81 79 (дежурная часть)», – говорится в сообщении.
 
После массового отравления в харьковских ресторанах японской кухни в городе намерены проверить все предприятия общественного питания.