Одна из основных задач харьковской власти – создавать конкурентную среду, чтобы предприниматели могли планировать свою деятельность и инвестировать ресурсы. Городская власть с этой задачей не справляется. Что нужно для создания прозрачных условий ведения бизнеса, рассказал в программе «Точка зору» на «Телеканале р1» депутат Харьковского городского совета от Блока Светличной «Разом!», глава общественной организации «Молодые экономисты Харьковщины» Максим Радченко.

Договоры заключаются максимум на год


– Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности Харьков и Харьковщина занимают одну из последних строчек по условиям для начала бизнеса, для стартапов, ведения бизнеса. Почему это происходит и насколько закономерно?

– А как Харьков может возглавлять подобные рейтинги, когда сотрудничество бизнеса с городской властью происходит абсолютно непрозрачно? Всем известно, какие правила устанавливаются в ведении бизнеса, прежде всего микробизнеса и малого бизнеса. И на рынках, и на коммунальном предприятии «Современный город», и в управлении потребительского рынка и административных услуг.

В Харькове есть монополист – коммунальное предприятие, которое полностью закрыто, доступа к нему нет ни у депутатов, ни у журналистов. Хотя оно было создано в 2017 году и в распоряжении о его создании сказано, что должен быть создан общий реестр или база данных предпринимателей, которые работают и платят налоги на территории Харькова. Чтобы, с одной стороны, органам власти было понятно, на сколько лет они заключили договоры аренды, сколько людей работает, сколько налогов платят. А с другой – чтобы было понятно предпринимателям, что они таким образом защищены и могут планировать свою деятельность. И чтобы харьковчанам были понятны правила ведения бизнеса в регионе.

На сегодняшний день договоры с предпринимателями заключаются максимум на один год. Делается это для того, чтобы держать их на коротком поводке. Предприниматель не может планировать свою дальнейшую деятельность, соответственно, не может полноценно вкладывать деньги. Средства из других регионов сюда тем более не зайдут, потому что такая непрозрачная картина инвесторов не устраивает.

– А что предусматривает заключенный на год договор?

– Коммунальное предприятие «Современный город», созданное предыдущим  депутатским корпусом, составляет договор на поверхность, а не на землю. Это дает возможность отойти от действующего законодательства. Потому что земля предоставляется только по решению депутатского корпуса на сессии, а вот поверхность может предоставлять коммунальное учреждение. Таким образом, этот монополист и диктует правила игры предпринимателям.

Обратную связь от предпринимателей получить очень сложно, потому что они зависимы от этого КП – ведь по его решению МАФ может быть просто демонтирован в течение нескольких дней. И, конечно же, люди держатся за свои рабочие места – ведь это их доход, доход их семьи. В результате такая ситуация просто порождает рабов – предпринимателей, зависимых от коммунального учреждения или чиновников, которые там работают. Это с одной стороны.

А с другой стороны – наши городские рынки. В прошлом все они были коммунальными. Была у нас такая организация, как «Облпотребсоюз». И Конный рынок, и Центральный, птичий – все были коммунальными. Но в 2000 году их отдали в аренду частным субъектам, и сейчас предпринимали на этих рынках очень зависимы от собственников участков. И там тоже диктуются такие условия, которые абсолютно не способствуют привлечению инвестиций, росту предпринимательства, потому что все эти отношения абсолютно непрозрачны.

А для того чтобы развивался микро- и малый бизнес, в первую очередь нужны конкурентные условия, равные условия. Когда бизнес работает в равных условиях, это дает возможность понимать, какие правила игры будут в этом году, следующем и на пять лет вперед. Тогда предприниматель может делать прогнозы и привлекать инвестиции для развития своего бизнеса. Сегодня такой ситуации в Харькове нет.

Малый бизнес страдает


– КП «Современный город» заключает договоры на поверхность. Даже звучит как-то абсурдно. Не противоречит ли это законодательству и есть ли такая практика в других регионах?

– Весь депутатский корпус удивляет, как вообще можно было прописать такие правила. Сейчас формируется межфракционное депутатское объединение «Бизнес разом», куда входят депутаты разных фракций. Уже прошла рабочая встреча этого депутатского объединения. Такие направления, как предпринимательство, культура, молодежь, спорт должны быть вне политики. Здесь мы должны объединяться, чтобы развивать данные направления на благо Харькова и всей Украины в целом.

В частности, мы объединяемся, чтобы развивать малый и микробизнес, который сегодня в результате пандемии очень страдает. Множество объектов общественного питания, розничной торговли закрывается. И для того чтобы все это заработало, прежде всего необходимо создать прозрачные, качественные условия ведения предпринимательской деятельности.

Сейчас мы делаем запросы, чтобы выяснить, как работают с землей в Днепре, Одессе, Львове, Виннице. У меня уже есть первая информация, что, например, в Виннице, в принципе, уже отошли от практики МАФов. Там есть единый архитектурный код, все прозрачно и происходит на базе горисполкома – никаких посреднических структур в виде коммунальных предприятий. Более детальная информация у нас будет чуть позже. Мы ее отработаем и предоставим в Координационный совет поддержки предпринимательства, который создан распоряжением и.о мэра Харькова Игоря Терехова. И будем лоббировать интересы микробизнеса именно в этой рабочей группе, чтобы все наработки вышли в сессионный зал.

– Какова эффективность работы Координационного совета, который был создан еще полгода назад?


– Действительно, еще в декабре на первых сессиях я поднимал вопрос, чтобы такой Координационный совет был создан. Мы долго ждали, и вот только в конце февраля прошло первое заседание, затем второе. Но никаких конкретных результатов на сегодняшний день нет. Заседание проводится за два дня до сессии, мы не успеваем наработать ни одного вопроса, они просто фиксируются. Вы правы, прошло уже полгода, но только сейчас поднимаются вопросы относительно снижения налога на землю, налога на недвижимость, урегулирования вопроса земельных отношений предпринимателей с харьковской громадой, разработки Стратегии предпринимательства Харькова.

– Стратегии до сих пор нет?

– Нет ни стратегии, ни понимания, куда мы движемся. Есть Программа по развитию малого и среднего бизнеса, но относительно нее тоже много вопросов. На заседании рабочей группы был предложен один из механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства – компенсация по коммерческим кредитам из городского совета. Но нет порядка, не прописана сумма. Какие-то наработки имеются, но по сути ничего не происходит.

КП, дублирующие рынок, не нужны


– Во время последнего локдауна было распоряжение правительства о предоставлении компенсации предпринимателям из госбюджета в размере восьми тысяч гривен. Далеко не все могли ее получить. При этом Кабмин рекомендовал местным советам также предоставить помощь предпринимателям. Подключилась ли власть Харькова?


– Мы этот вопрос поднимали и на рабочем, и на Координационном совете, и в сессионном зале. Департамент финансов и департамент экономики должны разработать механизм компенсации, заложить средства в городской бюджет. Но на каком этапе сейчас находится данный вопрос, у меня как депутата никакой информации нет. Нам говорят, что рабочий процесс идет, а когда дедлайн – понимания нет.

У большинства депутатов нынешнего созыва сложилось мнение, что Харьковский горисполком – очень закрытая структура. Если делается запрос на управление территориального контроля и земельных ресурсов – сколько МАФов в Харькове существует, сколько планируется демонтировать, например, во втором квартале 2021 года, – получаем лишь отписки. Нужно обладать недюжинным талантом, чтобы дать ответ, не предоставив никакой информации. В межфракционном депутатском объединении даже созрела идея провести конкурс лучших отписок от Харьковского горисполкома.

– Нередко чиновник ссылаются на то, что в бюджете нет денег. Насколько эффективно наполняется городская казна и способствуют ли этому те самые коммунальные предприятия – прокладки между горсоветом и и предпринимателем? Как-то повлияет на формирование бюджета их ликвидация?

– По моей информации, в Харькове приблизительно 600 коммунальных предприятий, от которых около 120 миллионов поступает в городской бюджет в виде налога на прибыль, то есть от прибыльных. В основном же все они убыточные, дотационные. И тут действительно необходимо навести порядок – сделать реестр коммунальных предприятий, предоставить его общественности.

Как экономист я понимаю, что коммунальное предприятие нужно только там, где предприниматели не могут выполнять определенные работы. Но КП, которые дублируют рынок, нам не нужны. Например, КП «Харьковская городская типография», которая дотируется из городского бюджета. В Харькове огромное количество типографий высочайшего уровня, которые предоставляют качественную рыночную цену. Зачем содержать КП? И таких примеров – множество.

– А если говорить о КП «Современный город»?

– Тут вопрос более широкий. Раньше предприниматели заключали договоры с коммунальными предприятиями, которых было много – наверное, до десятка, – и они между собой конкурировали. В 2017 году все они были ликвидированы, зачастую некорректно. Например, у предпринимателя был договор с таким КП, а потом просто приходит разнарядка из горисполкома демонтировать МАФ, потому что этим коммунальным предприятием договор о сотрудничестве расторгнут. А предприниматель планировал, что будет работать на выделенном месте четыре года. И таких случаев достаточно много. Потом всех направляли уже к монополисту – в КП «Современный город». Кто хотел – отправлялся, кто не хотел – терял свой бизнес и доход семьи. Очень болезненный вопрос. Но предприниматель, будучи заложником ситуации, не может выйти в публичную плоскость с этими вопросами.

В Харькове должен быть реестр предпринимателей


– Если уж среди КП конкурентная среда под большим вопросом, то какие в таком случае созданы условия конкурентной среды для ведения бизнеса?

– На мой взгляд, одна из основных задач харьковской власти – как раз создавать конкурентную среду, чтобы предприниматели могли планировать свою деятельность и таким образом инвестировать в нее. Городская власть на сегодняшний день с данной задачей не справляется.

– Как можно создать сегодня условия конкурентной среды для ведения бизнеса? Что является признаком здоровой конкуренции?

– Все очень просто – нужно создать прозрачные условия для доступа к земельным ресурсам, поскольку каждый бизнес находится на земле. Должен быть публичный реестр ФЛП, МАФов, должна быть аналитика по районам города, по рынкам Харькова.

Безусловно, очень важны для предпринимателей и налог на землю, и налог на недвижимость, которые формируются городской властью, и стратегия развития предпринимательства. Но на мой взгляд, в первую очередь все же нужно навести порядок в отношениях между громадой и предпринимателями в земельных вопросах и избавиться от всяких «прокладок».

– Такого реестра, насколько я понимаю, сегодня нет. И даже депутатам, чтобы получить информацию, приходится направлять депутатский запрос.


– Реестра нет. На мой вопрос: «Почему такой базы нет в публичном доступе?» руководитель КП «Современный город» ответил, что в период пандемии есть более важные вопросы, в том числе онлайн-документооборот. Вот этими вопросами он и занимается, а электронная база – на очереди.

Сколько же еще она будет на очереди, если КП было создано пять лет назад, а создание реестра предпринимателей по-прежнему на непонятной стадии? Возникает вопрос: зачем вообще было создано это коммунальное предприятие?

– А что даст наличие реестра предпринимателей?

– Когда информация о месте деятельности предпринимателя в публичном доступе, это для него определенный элемент защиты. Сейчас его могут попросту «выбросить» в любой момент. Если он не договорился на условиях «Современного города», то КП не подписывает договор, и он просто «слетает». А при наличии реестра этот факт сразу становится наглядным.

– Речь, наверное, идет и о детенизации малого бизнеса?

– Конечно. Будет реестр, в котором будут указаны ФЛП, люди, которые работают в этих МАФах. Мы ближе подойдем к официальному трудоустройству людей, что и их защищает, и бюджет наполняет.

Сейчас формируется новое законодательство в отношении детенизации, РРО и так далее. И тут очень важно, чтобы торговые сети не путали с микробизнесом. Потому что сеть может оформлять множество ФЛП, пользоваться упрощенной системой налогообложения и таким образом прятаться от уплаты налогов. Если у нас будет реестр, конечно же, будет понимание, где мощная сеть, которая может уплачивать в муниципальный бюджет нормальные налоги, а где микробизнес, маленький семейный бизнес.
 
Мы уже имеем информацию о наполнении городского бюджета Ивано-Франковска и Харькова. Так вот, у них поступления от ФЛП – около 70–80%, а у нас – приблизительно 20%. Можно, конечно, сказать, что в Ивано-Франковске нет крупных предприятий, которые наполняют городскую казну – с одной стороны. Но с другой – они более конкретно подходят к своим предпринимателям, и они действуют в более легальном поле. Тогда как наши работают с КП «Современный город».