Уже в нынешнем году платежки украинцев существенно подорожают, что чревато ростом задолженности за коммуналку, вымерзанием зимой целых городов и реальным риском для граждан лишиться квартиры. И все это результат неграмотной политики нынешней власти, сообщил в интервью «Вечернему Харькову» председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

В прогнозе социально-экономического развития до 2024 года, который правительство утвердило в конце мая, заложен рост тарифов практически на все жилищно-коммунальные услуги – от газа, отопления и воды до обслуживания придомовой территории. Уже в нынешнем году украинцам стоит ожидать платежек с космическими суммами.

Так, в 2021 году коммунальные тарифы на отопление и горячую воду согласно расчетам Кабмина подорожают как минимум на треть. С 2022 года – еще на 6%, в 2023 – на 5% и в 2024 – тоже на 5%. Подорожают также холодное водоснабжение и водоотвод: на 20% – в 2021 году; на 11% – в 2022 году; на 5% – в 2023-м; на 5% – в 2024-м.

Таким образом, до конца 2024 года власти планируют поднять тарифы на отопление и горячую воду на 55,4%, а на холодную воду – на 46,9%.

Прогноз по электроэнергии на этот год – плюс 32%, с 2022-го по 2024-й – 0% . По газу на этот год – 3%, в 2022 году – на 13%, в 2023 году – минус 3%, в 2024-м – минус 1% .

Олег Попенко с таким прогнозом не согласен. Считает, что рост тарифов будет гораздо более катастрофическим. К чему это может привести и насколько можно доверять обещаниям нынешней городской власти не поднимать стоимость коммунальных услуг в Харькове, эксперт рассказал в интервью «Вечернему Харькову».

Насколько «потяжелеют» платежки украинцев?


– Олег, так каких же цифр в платежках ждать украинцам уже в ближайшее время?


– Я не согласен цифрами, которые опубликовал Кабмин. Уже в 2022 году тарифы на тепло вырастут как минимум на 40–50%. В частности, в Черновцах буквально несколько дней назад тарифы на тепло подняли на 75%!

– А с чем это связано?

– В первую очередь, с тем, что стоимость газа для предприятий теплокоммунэнерго уже сегодня как минимум на 60-70% выше той, по которой топливо покупалось раньше и утверждалась в себестоимости НКРЭКУ. Соответственно, сегодня тепловики вынуждены поднимать цену. Это касается всех предприятий теплокоммунэнерго и всех городов Украины. И первая ласточка – рост стоимости тепла на 75% в Черновцах. Так что цифры Кабмина абсолютно нерелевантны.

Второе: Кабмин утверждает, что в 2023-2024 годах тарифы вырастут на 5-6%. Это тоже абсолютный бред. Я не вижу инструментов, которыми будут пользоваться монополисты, чтобы у них появились деньги на ремонт сетей, на замену оборудования. Государственных программ поддержки теплокоммунэнерго в Украине нет. Кредит они взять толком не могут. Вот и получается, что фактически все свои затраты они вынуждены будут включить в тариф, то есть возложить на плечи потребителя. И это явно не 5%, потому что только теплокоммунэнерго нуждается в 180 миллиардах долларов для замены оборудования, сетей и так далее.

Украина получила деньги от Европейского инвестиционного банка – 300 миллионов евро, еще раз 300 миллионов евро, потом 400 миллионов евро. Результат – ноль. Ни копейки из этих денег не было использовано по назначению, они просто заморожены.

– На днях вышел проект распоряжения Минрегиона, где предлагается включить расходы на обустройство домов счетчиками в тарифы на отопление и воду. Специалисты отмечают, что такие нововведения могут добавить к годовой платежке 500-2000 гривен.

– Согласно этому документу расходы на установку узлов учета тепла, воды, горячей воды в многоквартирном доме возлагаются на монополиста. По моим расчетам, чтобы во всех многоквартирных домах установить счетчики горячей, холодной воды и отопления, нужно как минимум восемь миллиардов гривен. Соответственно, это тоже будет включено в платежку, что существенно утяжелит ее стоимость.

Кроме того, закон 2458 о реформе ЖКХ требует от монополистов соблюдения сроков установки узлов учета, иначе им грозит штраф. Но о финансирования данных мероприятий нигде ничего не написано. Соответственно, они будут проводиться за счет монополистов, то есть за счет роста сумм в платежках. Только установка узлов учета в многоквартирном доме даст рост тарифов на 7-8% в год.

Капремонт жилого фонда ляжет на плечи потребителей?


– Однако подорожание коснется не только тепла и горячей воды?

– Конечно же, все это касается и водоканалов, и жэков. По расчетам Кабмина, управляющие компании, по сути жэки, поднимут стоимость услуг на 5-6%.

Но в Украине 180 тысяч многоквартирных домов, из которых 146 тысяч нуждаются в срочном капитальном ремонте. Для того чтобы провести капремонт многоквартирного дома, необходимо около 108-110 миллиардов долларов. И  эти деньги нужно где-то взять. Сегодня почти ни один жэк не включает в платежки капитальный ремонт. Но я думаю, что они в любом случае придут к тому, что начнут вносить эти затраты в квитанцию, потому что многие дома уже просто разваливаются.

Соответственно, рост будет далеко не 4-6%, как пишет Кабмин. Я верю в цифру 10%,15%, 20% – это может быть. В каждом регионе по-разному, но в любом случае управляющая компания будет включать затраты в тариф и люди вынуждены будут отдавать последние крохи, чтобы заплатить.

– А что в Кабмине решили с электричеством? Тарифы «на свет» собирались пересмотреть и озвучить с 1 июля.


– Этот вопрос отложили до 1 августа. Точных цифр еще нет, но по моей информации, планируется, что те, кто потребляет до 100 кВт в час будут платить ниже ныне действующего тарифа, то есть меньше 1,68 грн за киловатт*час. При потреблении до 200-300 кВт – 1,68 грн. От 300 до 500 кВт – около 2,30-2,50 грн и свыше 500 кВт – около 3,50 гривен.

– Выросла и стоимость газа – до 12 гривен за кубометр.

– Подорожание пока коснется только тех, кто пользуется месячным тарифом. По условиям годового тарифного плана, поставщик не может поднимать стоимость голубого топлива, то есть она останется прежней. Для харьковчан – 6,99 за кубометр.

Люди могут лишиться квартир


– Между тем в Украине продолжают накапливаться долги за коммунальные услуги. Граждане задолжали почти 80 миллиардов гривен. В среднем каждая украинская семья должна за жилкомуслуги 5,3 тысячи гривен. Рост тарифов только усугубит ситуацию...

– В среднем каждая десятая квартира в многоквартирном доме имеет долг за коммунальные услуги в размере более 100 тысяч гривен. В частных домовладениях ситуация не лучше. Если брать в годовом исчислении, то долги за коммунальные услуги выросли следующим образом: за газ – 30,2 млрд грн (ранее 27,3 млрд грн); за отопление и горячую воду – 28,7 млрд грн (ранее 22,3 млрд грн); за воду – 6,1 млрд грн (ранее 5 млрд грн); за электроэнергию – 7,8 млрд грн (ранее 5,4 млрд грн).

Понятно, что с ростом тарифов население будет только накапливать долги. Самый простой пример: с 1 октября 2020 года выросли тарифы на газ, на распределение газа, а с 1 января 2021 года выросли тарифы на воду и на тепло. И все это за четыре месяца привело к росту задолженности за жилищно-коммунальные услуги на 25,5 миллиарда гривен. Тогда как с 1 октября 2019 года по 1 октября 2020 года, то есть за целый год – всего на пять миллиардов гривен. Это говорит о том, что долги будут расти совсем в другой пропорции, и это приведет к огромным задолженностям.

– Чем чреваты такие огромные долги населения за коммуналку?

– Это может привести к тому, что предприятия теплокоммунэнерго начнут банкротиться. То есть они могут остановиться, и люди фактически будут сидеть без тепла. Не исключена и полная заморозка целых городов в Украине. Возьмем для примера Светловодск Кировоградской области, где пять или шесть лет подряд тепло подают в конце ноября – середине декабря. Два года назад только совместными усилиями частных бригад и коммунальных служб из Кременчуга сумели подать тепло в середине декабря.

– А может ли это привести к тому, что коммунальные предприятия начнут подавать на должников в суд и люди просто будут лишаться квартир и зарплат? Ведь уже действует положение, что долги могут автоматически списать с банковской карты.

– Вполне может быть. По приказу Минюста автоматическая система списания долгов с банковских счетов начала действовать в Украине с конца марта нынешнего года. А уже с июля долги по коммуналке, и не только по коммуналке, позволят списывать с банковских карточек должников.

Для того чтобы взыскать деньги с должника, теперь не нужна длительная процедура обращения с письмом в банк. Судебным исполнителям достаточно внести данные о должнике в единую систему автоматического списания долгов.

Правда, забрать все деньги, которые приходят на банковскую карту должника, не имеют права. Будут забирать разный процент за разные виды задолженности. В частности, за долги по коммуналке имеют право брать 20% зарплаты или пенсии, поступившей на карточку. А с началом нового отопительного сезона, когда людям придется платить за коммунальные услуги гораздо большие суммы, количество должников может резко вырасти, и суды будут массово принимать решения о взысканиях.

Квартиру же могут забирать в том случае, если у человека задолженность более 120 тысяч гривен, то есть превышает 20 минимальных зарплат. А это на данный момент не такая уж нереальная сумма. За время работы в коммунальной сфере я помню долги и 100 тысяч, и 40 и 30. Таким образом, рост тарифов и, соответственно, долгов населения может привести к тому, что у людей через суд будут забирать квартиры.

Тарифы поднимают, субсидии урезают


– Как защитить потребителя в данной ситуации? Если такими темпами будут расти тарифы, понятно, что доходы населения просто не позволят их оплачивать. Что делать людям?

– Ну что? Самоуправство монополистов потребитель остановить не может. Ему, по сути, некуда даже обратиться. Единственная государственная инстанция в Украине, которая занимается подобными вопросами — Госпродпотребслужба, куда потребитель может пожаловаться в случае предоставления некачественных коммунальных услуг. Но процедура настолько сложна, что люди фактически будут вынуждены годами ждать результата. За это время монополист может спокойно подать в суд и списать «задолженность» за некачественную услугу со счета потребителя.

– Ну, это если предоставлена некачественная услуга. А если потребитель просто не в состоянии оплатить услугу, субсидию можно считать выходом из ситуации?

– Субсидии урезают. И такая «господдержка» не дает никакого результата.

Приведу простой пример. В 2021 году украинцы заплатят за жилищно-коммунальные услуги на 100 миллиардов гривен больше, чем в 2020-м. При этом объем субсидий на 2021-й год урезали с 45 миллиардов до 35 миллиардов гривен. Соответственно, люди будут вынуждены просто не платить.

Не поднимут сейчас – поднимут через год...


– О чем говорит вся эта ситуация? О бестолковой политике нынешней власти? Или все же основную роль здесь играют объективные причины? И есть ли выход?

– В первую очередь это говорит о том, что у нынешней власти нет понимания проведения государственной тарифной политики. Она, по сути, понятия не имеет, как это должно работать. Должна быть государственная программа поддержки теплокоммунэнерго, нужна государственная программа реновации жилого фонда, а не перекладывание всех существующих проблем на плечи потребителя.

Во всем мире сначала провели модернизацию жилого фонда, а потом уже подняли тарифы. Масштабные программы реновации изменили Китай, Бразилию, Германию, Чехию, Англию, Францию... В Англии сначала провели объединение водоканалов, уменьшили расходы и только потом начали поднятие тарифов. В Германии была создана специальная программа, согласно которой были отведены дополнительные возможности на компенсацию стоимости переработки ТБО, а потом были подняты тарифы. В Украине же просто поднимают тарифы, ничего при этом не делая.

При такой политике действующей власти я никакого выхода из ситуации не вижу. Люди с каждым годом будут платить все больше и больше за коммунальные услуги, долги будут расти.

Сначала нужно изменить систему формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, а потом уже можно говорить об изменении тарифной структуры. Что это означает? Сегодня монополисты включают в себестоимость долги предыдущих периодов, они абсолютно не заинтересованы в том, чтобы каким-то путем избежать долгов. Они включили их в следующий период – соответственно, платежки выросли. И это как нежный ком будет постоянно расти.

– Осенью нынешнего года в Харькове состоятся выборы мэра. Исполняющий обязанности харьковского городского головы Игорь Терехов объявил, что тарифы подниматься не будут. Как вы считаете, действительно ли у городской власти в сложившейся ситуации есть рычаги, которые позволят сдержать увеличение сумм в платежках харьковчан, или это всего лишь предвыборные обещания?

– Город точно может взвалить часть тарифных расходов в на себя. Например, разделить теплокоммунэнерго на две части, выделив сети в отдельное предприятие, то есть отдельно — теплоснабжение, отдельно – сети. И проводить капитальный ремонт сетей за счет городского бюджета. Это снизит определенные расходы горожан, правда, не намного – всего на 5-10%.

Сейчас стоимость газа для теплокоммунэнерго выросла для многих предприятий на 50-70%. И «Харьковские тепловые сети», например, просто физически не смогут компенсировать столь огромную разницу, а посему вынуждены будут поднимать стоимость своих услуг для населения. Возможно, до выборов они как-то протянут. Но в любом случае, если они сдержат стоимость услуг сегодня, то обязательно поднимут тарифы завтра. Не  в этом году, так в следующем.