В нынешнем году самый высокий балл за тестирование получили 46 абитуриентов Харьковщины – это лучший результат ВНО за последние три года. Однако ВНО – вовсе не индикатор качества школьного образования, считает образовательный омбудсмен.

По информации директора Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александра Сидоренко, в этом году 200 баллов по внешнему независимому оцениванию набрали 46 абитуриентов из Харьковской области.

Наилучший результат харьковчане показали по английскому языку: 200 баллов получили 13 человек, при том что в 2019 году был всего один 200-балльник, в 2020-м — четыре. По математике высший балл получили 12 человек, что на три меньше прошлогоднего результата. Далее предметы в соответствии с количеством 200-балльников разместились так: биология — семь человек; украинский язык — четыре; физика — три; история Украины, химия и география — по два; украинский язык и литература — один.

36 самых высоких результата на тестировании показали 33 выпускника из 19 школ, гимназий и лицеев Харькова: по математике — 10, английскому языку — 8, биологии — 7, украинскому языку и литературе — 4, физике — 3, географии — 2, истории Украины — 1, химии — 1.

Это выпускники гимназий №116, №169, специализированных школ № 3, №15, №62, №80, №162, общеобразовательных школ № 37, №72, №126, №128, №157. Больше всего 200-балльников в физико-математическом лицее №27 – четыре, гимназии № 47 – четыре, гимназии № 46 – три и УВК № 45 «Академическая гимназия» – три. В трех учебных заведениях Харькова оказалось несколько участников ВНО с наивысшим результатом по разным предметам: в физико-математическом лицее №27 – по математике и физике, в гимназии №116 — по украинскому языку и математике, школе №72 — по английскому языку и математике.

В целом по Украине в этом году наивысший результат по ВНО показали 574 участника, на Харьковскую область приходится 46 человек, то есть 8%.

Между тем образовательный омбудсмен Сергей Горбачев отметил, что внешнее независимое оценивание не является единственным индикатором качества школьного образования, поскольку его результаты зависят от многих факторов, в том числе от состоятельности семьи. В качестве примера он предложил сравнить результаты олимпийской команды по легкой атлетике и районной сборной.

– Конечно же, общие баллы будут выше в олимпийской, ведь ее спортсмены прошли жесточайший отбор – соответственно, здесь действуют иные критерии, чем при отборе в другие команды, – говорит Сергей Горбачов. – Очень часто показатели ВНО высокие не потому, что школа или лицей так классно работают, а потому, что они в свой десятый класс берут только учеников, у которых нет оценок ниже десяти. То есть они на входе отсеивают тех, у кого будут хуже результаты ВНО. Я знаю случаи, когда ребенка, который не соответствует условиям лицея и «может испортить результаты ВНО», просто выживают из учебного заведения.

При этом омбудсмен добавил, что это неплохо, когда в лицее учатся только одаренные дети –  весь мир так живет. В конце концов, академическая школа должна быть для тех, кто хочет учиться, и показал, что может учиться.

– Однако надо иметь в виду, что большое влияние на результаты ВНО имеет достаток семьи. Общая тенденция заключается в том, что если у семьи есть деньги на репетиторов, то и баллы за ВНО у ребенка из этой семьи статистически будут выше, – отметил образовательный омбудсмен.