Почти половина школьников страдает психической неуравновешенностью. Психологические и психические отклонения у детей возникают в последнее время все чаще и имеют множество причин. Но чего уж греха таить — в помощи психологов все чаще нуждаются не только дети, но и их родители, и учителя.

Мир меняется, и нельзя сбросить со счетов стремительность всех сегодняшних процессов. На современного ребенка каждый день обрушивается лавина информации, которую необходимо почти мгновенно усвоить. Понятно, что такая гонка за знаниями не прибавляет школьникам уравновешенности. Другая, не менее значимая причина детских психических нарушений — конфликты в школе и дома. Хорошо, если у родителей сложились с ребенком теплые отношения, но наверное, мало кто из мам и пап может похвастать тем, что ребенок «до донышка» откровенен с ними. Чаще всего дитя скрывает от родителей, что обитель знаний стала для него местом для пыток, а вечно занятые родители могут и не почувствовать того, что происходит с ребенком.
По мнению Елены Маринушкиной, заведующей центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, эти проблемы должен решать школьный психолог. Именно психолог совершенно иными способами, чем учитель, может найти оптимальные для каждого ребенка схемы развития, пути взаимодействия с окружающим миром. Психолог может проанализировать участие детей в учебном процессе, степень эффективности занятий, прогнозируя, чего можно ждать в будущем, и давая рекомендации учителям. Еще очень важно своевременно выявить отклонения в интеллектуальном, личностном развитии ребенка. Но не с целью поставить клеймо, а чтобы помочь этому ребенку, учителям и родителям справиться с возникшими сложностями.
Школьный психолог не может ограничиваться лишь работой с детьми, потому что в кругу конфликтов и недоразумений находятся и учителя, и родители. Психолог работает со всеми сторонами сразу. К помощи психологов давно уже прибегают и дети, и их родители. Парадоксально, но факт: к ним реже всего обращаются сами учителя. Казалось бы, и усталость у педагогов накапливается, и раздражение, а подчас и бессилие спать не дает. Казалось бы, обратись к специалисту, поделись сомнениями: вместе разгрести проблемы куда проще. Некоторые педагогические коллективы наверняка нуждаются в помощи специалиста. Я, например, с ужасом вспоминаю обстановку в учебном учреждении, где мне довелось работать. Директриса, одинаково люто ненавидящая и студентов, и педагогов, ежедневно «строила» преподавателей распоряжениями, укладывающимися лишь в рамки ее воспаленного воображения. И ей, и всем нам явно не хватало помощи психологов, а может быть, уже и психиатров. Затянувшийся конфликт смогла разрешить только акция протеста — массовое увольнение тех, кто был не в состоянии подчиняться безумному руководству. «Иногда, может быть, учителям гордость не позволяет обратиться к психологу, иногда страх, — рассказывает Елена Евгеньевна. —
И потом, у нас все считают себя психологами. Часто мне приходится слышать от администрации школ: «Зачем мне психолог? Я сам психолог».
С каждым годом психологов и социальных педагогов в школах становится больше, но их все равно не хватает. «Ситуация очень нестабильная. Нас постоянно то сокращают, то расширяют, то говорят «нам лучше знать, кого брать», — говорит Елена Маринушкина. Когда за одним психологом закрепляют много учебных заведений, в качестве «скорой помощи» он, может быть, и сгодится, но для нормального функционирования школы такая «многостаночность» не выдерживает никакой критики. По мнению специалистов, школе нужен хотя бы один постоянный психолог: у любого учебного учреждения и даже класса есть своя специфика, особая атмосфера. Каждого ребенка и учителя нужно знать в лицо. Приходящий психолог с кондачка, не зная предыстории конфликта, не поможет выйти из тупиковой ситуации.
«Мы говорим об агрессии детей, о трудностях их адаптации, о наркомании, проституции, компьютерной зависимости — это все связано с работой психолога, социального педагога. У нас уже больше двух процентов людей заражены ВИЧ. И когда мне говорят: «Сначала обеспечим факультативами учителей и только потом психологу дадим факультатив» — у меня это вызывает удивление. Это что — нежелание увидеть проблему?»
Анна Шубина, методист Центра практической психологии и социальной работы ХОНМИНО рассказывает, что когда они проводят семинары на тему «Какой психолог нужен школе», и директора школ, и учителя самозабвенно рисуют один
и тот же образ психолога, которого они хотели бы видеть. В результате получается не работник, а просто клад: симпатичная, всегда улыбается, с чувством юмора, бесконфликтная, всем и во всем помогает. «Царевна Лебедь, да и только, — говорит Анна Владимировна. — Махнула рукавом — и все готово. Психолог, как выясняется, никогда не должен говорить «нет», всегда думать так, как думает директор и остальные, угождать — в общем, полное слияние с коллективом. На мой взгляд, педагоги — довольно консервативная профессия: их загоняют в рамки планов, программ, а им в эти рамки приходится вписываться. Я не имею в виду учителей-новаторов, которые не боятся отступать от правил». Елена Евгеньевна продолжает: «Для образования характерны оценки — «отлично, удовлетворительно, плохо». У профессионального психолога нет позиции «хорошо-плохо». Люди же всегда хотят подтверждения того, что они — классные, и когда психолог приносит анализ, руководитель учреждения всегда оценивает — хорошо это для него или плохо. И говорит: «Разве я этого ждал от вас?» Психолог, на мой взгляд, — аналитик и прогнозист, и он необходим современной школе».