Дед Мороз, поздравительные открытки и елочные игрушки появились у нас, оказывается, только во второй половине 19-го века, а вот сама елка — ровно 270 лет назад.

Об этих и других новогодних и рождественских традициях в Харькове рассказывают около сотни экспонатов уникальной выставки, открывшейся в стенах Харьковского исторического музея. 

Сотрудники музея впервые попытались рассказать посетителям о том, как изменялись новогодние и рождественские символы города. До этого подобные экспозиции рассказывали только о сельских традициях празднования. 

Выставленные предметы помогают ощутить атмосферу ушедшей эпохи. Одними из самых многочисленных экспонатов выставки являются почтовые открытки. Они рассказывают, к примеру, что такой знакомый всем нам с детства персонаж новогодних праздников, как Дед Мороз, оказывается, появился на нашей территории не так уж и давно — в конце 19-го века. 

— Да и сами поздравительные открытки были завезены в Российскую империю из Англии и получили широкое распространение во второй половине 90–х годов 19-го века, — рассказывает заведующий отделом дореволюционной истории Харьковского исторического музея Андрей Прохоров. — Первые открытки имели своеобразный «дефект» — пожелания можно было писать только на ее лицевой стороне, то есть рядом с изображением. 
Привычное сегодня на обороте место для письма не было предусмотрено совсем. Привычные для нас открытки стали выпускать только с 1914 года. 

Постепенно менялись не только открытки, но и самый привычный для нас символ праздника — новогодняя елка. В этом году она отмечает своеобразный юбилей — 270 лет назад ее впервые сделали символом рождественских праздников. Кстати, славяне позаимствовали елку у протестантов. Правда, у них она выглядела камерной, а у славян стала довольно крупной, с размахом. Широкому распространению новогодних елок харьковчане обязаны иностранцам-кондитерам. Именно они первыми начали продажу этого украшенного съедобными сюрпризами-подарками символа. 

Стеклянные игрушки впервые появились на ветвях лесной красавицы в 1850 году. Отчасти это было связано с неурожаем на орехи и яблоки — обязательные атрибуты украшения елки. Отсюда и начали вести свою родословную простенькие пластмассовые грибочки на креплениях–прищепках, фрукты и овощи — традиция шестидесятых годов прошлого — двадцатого века. Толстостенные, яркие шары производства Германии — хит семидесятых. Прикасаешься к ним и чувствуешь, что, как бы ни менялись вкусы, тепло наших детских воспоминаний, ребячески наивное ожидание новогоднего чуда вечны. 

Наверняка подобные чувства испытывали и жители нашего края сто и двести лет назад. Ведь новогодние народные обряды состояли из целой цепочки праздников. К ним тщательно готовились и праздновали очень торжественно. Дни 17, 18, 19 декабря называли святками. Вечер 31-го называли щедрым или богатым. Ведь к этому дню готовили богатый праздничный стол. 

Рождество отмечали в ночь с 24 на 25 января (по старому стилю). К Святому вечеру готовили определенное количество блюд — 7, 9 или 12. Вечером, когда на небе появлялась первая звезда, вся семья, державшая весь день накануне Рождества строгий пост, садилась за стол. Неотъемлемой частью Рождества было колядование. На Слобожанщине колядники ходили с Рождественской звездой. 

С середины 19-го века в городе празднование Нового года носило более светский характер. Обязательно ставили елку и садились за праздничный стол. Новый год был не только детским, но и семейным праздником, на который приглашали всех родственников. По­явился обычай зажигать на елке свечки. Женщины в подарок мужчинам вешали на елку свое рукоделие. Мужчины складывали подарки под елку. После праздника гасили свечи и позволяли детям собрать с елки сладости. 

О праздновании Нового года в 1901 году рассказывает один из уникальных экспонатов — статья в газете «Харьковские губернские ведомости». 

Создавая выставку, сотрудники музея обнаружили дефицит экспонатов, хранящихся в фондах. В советские годы одной из задач музейных работников была атеистическая пропаганда. Поэтому многие предметы, связанные с новогодними и рождественскими праздниками, считались ненужными. К сожалению, и сегодня большинство из таких предметов поступают на антикварный рынок, оседают не в музейных, а частных коллекциях. Теперь причиной является то, что статья музейного комплектования в условиях независимой Украины почему-то потеряла актуальность. Поэтому такая выставка, безусловно, уникальна.