Харьковская филармония официально завершила 92-й концертный сезон. В заключительном концерте блеснули талантами музыканты, солисты и хор филармонии, а также приглашенные земляки – виртуозная пианистка Наталья Золотарева и уникальный контр-тенор Станислав Крючков.

На закрытии прозвучали концерт для фортепиано с оркестром №1 Петра Чайковского и знаменитое произведение немецкого композитора Карла Орфа Carmina Burana.

– Мы завершили 92-й сезон популярнейшими произведениями мировой музыки, – говорит директор и главный дирижер Харьковской областной филармонии народный артист Украины Юрий Янко. – Это очень сложные и показательные произведения. Нам хотелось продемонстрировать нашу работу и сделать шаг навстречу публике: она очень ждет этих произведения, а мы в нынешнем сезоне по публике очень скучали. Год был очень трудным, и мы чувствуем, что устали. В Харькове прошло два карантина, и у нас было много переносов концертов на конец года. Безусловно, это был вызов: сложно было расставить концерты, выполнить все обязательства перед публикой. Кроме того, проходили концерты в конце года, выступления к праздникам, юбилеям Но мы справились.

Мода на пианистов меняется


В фортепианном концерте Петра Чайковского солировала пианистка Наталья Золотарева. Несмотря на молодость, она лауреат международных конкурсов, доцент кафедры Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки, кандидат искусствоведения, президент Первого международного фортепианного конкурса имени Дмитрия Шостаковича. Наталья Золотарева работает в Днепре, но часто бывает в родном городе и выступает в Харьковской филармонии.

– Концерт для фортепиано с оркестром №1 Петра Чайковского – жемчужина фортепианного репертуара, – говорит пианистка. – Это эффектное произведение, которое вызывает бурю эмоций, очень любимо и публикой, и исполнителями. Мне кажется, оно очень подходит для таких событий, как закрытие сезона.

Во время исполнения этого концерта Чайковского Наталья, по ее признанию, пытается найти задумку автора, стремится переживать то, что он вложил в музыку, ретранслировать для публики, проживать в каждом моменте ту эмоцию, которую подсказывает музыка.

Казалось бы, классическую музыку во все времена исполняют одинаково. Но, как выяснилось, тенденции и манеру исполнения диктует время.

– Каждое десятилетие меняется модный типаж исполнителя. Иногда это рационалы, иногда эмоционалы, иногда интеллектуалы. Каждый раз публика хочет чего-то нового, – отмечает Наталья Золотарева. – Во владении инструментом тоже происходит развитие. Технические возможности современных пианистов отличаются от тех, что были, например, сто лет назад. Лично мне ближе блестящий виртуозный эмоциональный пианизм. Что касается оценки на конкурсах, жюри сейчас в большей степени предрасположено к интеллектуальным пианистам. Им интересно мышление концептами, что-то новое в произведении – безусловно, при полном комплексе других данных и владения инструментом.

«Меня тянуло в облака»


Для участия в завершающем сезон концерте филармония пригласила Станислава Крючкова. Он наш земляк, родом из Первомайского Харьковской области. Станислав Крючков обладает уникально высоким голосом – контр-тенором, который, к слову, в Харьковской консерватории сначала не оценили.

– Я еще в детстве понял, что хочу петь, причем высоко. Меня тянуло в облака, – улыбается исполнитель. – Когда голос стал ломаться, я остался в верхнем регистре и начал его развивать. Тогда был популярен певец Витас, и я пел его песни. После окончания Первомайской музыкальной школы меня повезли на прослушивание в Харьковский университет искусств. В консерватории сказали, что у меня уникальный голос, но в опере придется петь одну-две партии, поэтому взять меня не могут. И посоветовали поискать себе другое занятие. Это был для меня большой удар. Я поступил в Харьковское музыкальное училище им. Б. Лятошинского – сначала на эстрадный отдел, потом перевелся на классику: там пели так красиво, так громко! Раньше мне казалось: чем громче, тем лучше. После поступил на вокальное отделение харьковской консерватории.


Невостребованности не ощущает


Контр-тенор Станислав Крючков позволяет себе петь в основном барочную музыку и произведения современных композиторов, которые писали партии специально для этого редкого голоса. Невостребованности в работе артист не ощущает: на самом деле музыки, для которой нужен его голос, много. Пятый год Станислав Крючков работает в Германии.

– Являюсь солистом всемирно известного Хора донских казаков имени Сергея Жарова, который базируется в США. Обычно гастролирую по Центральной Европе – Германии, Австрии, Бельгии, Люксембургу, Нидерландам, Швейцарии, но в связи с пандемической ситуацией пока нахожусь в Украине. После карантина снова надеюсь вернуться в Германию: меня туда зовут, я там востребован и уже привык к выступлениям и перманентным гастролям. Публика в Европе очень благодарная, а самые открытые – на мой взгляд, немцы. Они очень теплые люди, несмотря на то, что северные. Если на сцене происходит какой-то казус, они простят. Главное – энергетика: если ты им отдаешь, они возвращают все сторицей, – делится Станислав Крючков. – Участвовать в концерте по приглашению филармонии – для меня счастье. Очень редко приходится петь с оркестром. В концерте я исполняю очень короткую арию, но без нее никак. Пусть я пою всего две минутки, но зато с оркестром.

К слову, Станислав Крючков впервые выступал в обновленном зале Харьковской филармонии. Он пел на разных сценах Европы, тем не менее уверяет: зал филармонии производит колоссальное впечатление и выделяется среди всех ему известных как наиболее барочный.

– Когда я увидел зал, едва удержался на ногах от этой красоты, – признается певец.