Театр имени Пушкина решил порадовать зрителя премьерой комедии «Тетка Чарли». Спектакль поставлен по одноименной пьесе английского драматурга Брэндона Томаса, знакомой многим по кинокомедии «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Ничего криминального в комедии нет


В центре сюжета – студенты Оксфорда Джек и Чарли, которые уговорили друга Баберлея переодеться в богатую тетушку Чарли, чтобы устроить свидание с барышнями Китти и Эмми. Когда Баберлей переодевается в тетушку, его начинают активно «окучивать» корыстные кавалеры. История превращается в фейерверк комических ситуаций и непредвиденных сюжетных виражей.

– «Тетка Чарли» – результат большого поиска, – делится режиссер спектакля Павел Гатилов. – В театре сформировался запрос на приличную комедию. Я долго искал материал. Не хотелось ставить ситуационную комедию. Я стремился найти жанровый, с острыми характерами материал, историю, подтягивающую в человеке чувство прекрасного и чувство юмора. Комедию без скабрезностей и звучания тем, о которых не хочется говорить со сцены. Так я нашел пьесу «Тетка Чарли», по мотивам которой в свое время был снят прекрасный, на мой взгляд, фильм с яркими работами.

Павлу Гатилову очень близок этот жанр. Он признается, что обожает комедию, любит фарс, буффонаду, берется за них с удовольствием и старается сделать их праздником для зрителя.

– Очень часто я слышу, что ставить или снимать комедию вроде бы не комильфо, – говорит режиссер. – Но я ничего зазорного или криминального в этом не вижу. Считаю, что если у человека есть чувство юмора, его нужно реализовать.

Осовременивать пьесу не стали


По словам режиссера, при создании спектакля он пользовался исключительно ходами, которые написаны в пьесе. Павел Гатилов сам переводил пьесу, адаптировал и следовал сюжету, драматическим поворотам. Некоторые фрагменты пьесы купированы, иначе зрителю пришлось бы смотреть спектакль четыре часа. Кроме того, режиссер немного обработал пьесу, чтобы просмотр был максимально комфортным.

Спектакль не осовременивали: его создатели предпочли выдержать стиль пьесы.

– «Тетка Чарли» – классический забавный симпатичный досуговый театр, – говорит режиссер. – Мы запланировали создать для людей праздник – некое торжество вкуса, юмора и других радостей – и мы это реализовали. С подбором актеров проблем не было. Все артисты на своих местах, у нас есть полные два состава. Часто говорят, что два состава – это два разных спектакля. Думаю, что зрителю нужно обязательно посмотреть спектакль в исполнении обоих составов актеров. Это всегда интересная и любопытная история.

С ярко выраженным верхом жарковато


«ВХ» пообщался с Федором Бахмутченко – одним из исполнителей роли лорда Баберлея (и по совместительству выдуманной студентами тетушки).

– Мне интересно пытаться разгадать логику поведения женщин, – делится артист. – Пока это не удалось. Я еще в процессе. В спектакле «Тетка Чарли» переодевание в женщину – возможность манипулировать, способ добиться своей цели. Мы все-таки играем ту эпоху, где было такое понятие, как «джентльмен», и возможность быть женщиной позволяла манипулировать джентльменскими чувствами – галантностью, уважением. По ходу спектакля лживая тетка, как я ее называю, добивается своей цели, помогая друзьям выкручиваться. Кроме того, она пользуется своим статусом ради собственных интересов: водит мужчин за нос, потому что их интересует не женская красота, а состояние. Нельзя сказать, что мы играем женщин. Эта роль – симбиоз мужских и женских качеств. Баберлей не знает, как играть женщину, для него это первый опыт, поэтому тетушка у него – яркая и пестрая, мазки женских черт очень грубые. Баберлей переступает грань, поэтому здесь присутствует гротеск плюс проявляется его мужеподобность, и он пытается не выдать, что он мужчина.

У тетушки-миллионерши есть еще одна особая примета – аппетитный бюст.

– У нас достаточно свободное платье в пол и ярко выраженный верх. Примечательные округлые формы тоже позволяют воплощать женские манипуляции, но чтобы это не выглядело пошло, мы стараемся найти баланс. Мы уже примеряли бюст. Не тяжело, но в нынешнюю погоду жарко, – делится Федор Бахмутченко. – В принципе, все органично. У меня уже есть опыт всяких толщинок.

Нужно успевать переключаться


Делать Баберлеев аппетитнее в других местах не собираются. В спектакле высокий темпоритм, много этюдов, активных движений и очень важно, чтобы ничто не сковывало актеров. По той же причине Баберлеи-тетки не ходят на высоких каблуках. Женский макияж – ресницы, помада – артистов тоже не смущает.

И все же на репетициях исполнителям роли Баберлея пришлось столкнуться со специфическими сложностями быстрого перевоплощения.

– Мы должны менять голос плюс конструкция спектакля и роль таковы, чтонужно максимально резко переключаться из образа мужчины в образ женщины, причем неважно, в каком костюме мы находимся – в мужском или женском. Важно очень быстро голосом и энергетически нырять из одного состояния в другое.

«Тетка Чарли» достойна нашего зрителя»


Театр Пушкина неслучайно завершает сезон столь искрометной беззаботной комедией.

– Наверное, это правильный ход в наше время. Мне кажется, в последнее время люди по разным причинам немножко напряжены. Идя навстречу своему зрителю, театр встречает его таким спектаклем, – говорит Павел Гатилов. – Мы все сделали достойно. «Тетка Чарли» достойна ситуации, пьесы, большого академического театра и нашего зрителя.

Премьерные показы состоятся 15, 16 и 17 июля.