В этом году треть школьников не справилась с экзаменом по математике. Но всем ли нужен этот предмет, который в 2021 году впервые стал обязательным на внешнем независимом оценивании? И что ужасает больше, чем просто процент не сдавших?

Царицу наук должны знать все

Кандидат педагогических наук, редактор образовательного проекта «На урок», преподаватель украинского языка и литературы Анна Сукачева считает: безусловно, математику должны знать все.

– Математика – царица всех наук. И рациональное зерно в этом, безусловно, есть, потому что она и помогает систематизировать знания, и учит отделять абстрактное от конкретного, и вообще дает много навыков, необходимых в современном мире. И если возникнет возможность выбора: учить или не учить – однозначно, категорично: математику нужно учить! – утверждает Анна Сукачева.

Результаты ВНО этого года, по ее словам, были прогнозируемы.

– Для меня они не являются такими уж неожиданными, поскольку мы все помним исследование PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся), проведенное в 2018 году – именно математическая грамотность была достаточно низкой у наших детей. И, собственно, дети, которые в нынешнем году сдавали ВНО по математике – это как раз те, что проходили исследование. Так что результат достаточно прогнозируемый, – говорит учитель.

Однако быстрого и единственного решения этой проблемы, по ее словам, не существует.

– Тут целый комплекс вопросов, требующих подхода. Конечно же, свою роль сыграла пандемия. Только вчера я разговаривала с девятиклассницей, которая сказала, что в прошлом году было трудно, а в этом – еще труднее. Потому что нужно было перестраиваться, привыкать и учителям, и ученикам. Трудно было родителям, трудно было школам, – продолжает Анна Сукачева. – Плюс чисто психологический фактор. Мы все устали, и дети тоже. И где-то, возможно, пропала мотивация, исчезло осознание важности, значимости и необходимости. Можно еще много говорить и о программах, и о техническом обеспечении школ, и о мотивации, и о сотрудничестве родителей, учителей и учеников... Это большой комплексный вопрос, и каждый из аспектов нужно рассматривать отдельно.

Зачем тик-токеру математика?
По мнению кандидата психологических наук, декана гуманитарно-правового факультета Национального аэрокосмического университета имени Н.Е. Жуковского «ХАИ» Максима Жидко, проблема заключается не в процентах проваливших экзамен, а в качестве математического мышления.

 – Насколько мне известно, в нынешнем году на экзамене по математике были в основном так называемые креативные задания, а не задания, которые связаны с репродукцией знаний. Соответственно, мы имеем проблему не в процентах, не сдавших экзамен, а мы имеем проблему с качеством математического мышления, – говорит психолог. – Мне кажется, что проблема всех тестов заключается в том, что современное украинское общество, к сожалению, не дает возможности школьникам увидеть, каким образом они могут зарабатывать с помощью собственных знаний.

Максим Жидко считает, что у детей просто нет мотивации учить такие сложные предметы, как математика, физика, биология.

– Это те дисциплины, без которых современный человек не может считаться цивилизованным. Язык – важная дисциплина, она формирует мышление на уровне исторического, культурного кода. Математика, физика, биология – универсальные языки. Но освоение любой сложной дисциплины требует большого количества времени. И если молодежь видит, что будучи тик-токером, кривляясь на телефон, можно заработать больше, чем получает папа – кандидат наук, то какая у него мотивация учить математику? – задает риторический вопрос Максим Жидко. – Сделали дисциплину обязательной – школьники пришли, как говорится, «по приколу». Вот и имеем 30% немотивированных молодых людей, к сожалению, не владеющих универсальным языком, понятным во всем мире. А эти дети – будущее Украины. И данный факт вызывает больший ужас, чем просто проценты...

Обязательных предметов быть не должно

Суть столь плачевного результата по математике – в том, что нельзя никого заставлять что-то делать, отмечает учитель физики харьковской гимназии № 144 Оксана Севастьян.

– Не должно быть строго обязательных предметов на ВНО, школьники должны иметь выбор. Например, физику в этом году не сдали всего 10%, потому что шли дети, которые действительно заинтересованы в данном предмете, – объясняет свою точку зрения учитель.

По ее мнению, нынешний результат тестов по математике должен заставить задуматься прежде всего родителей.

– Я как классный руководитель восьмого класса и как учитель физики наблюдаю такую картину: иногда родителям проще поспорить, поругаться с учителем, нежели признать, что ребенок списывает домашнее задание. Готовые домашние задания, которые ей в свободной продаже, я бы просто аннулировала и никогда в жизни не разрешила больше продавать. Дети седьмых, восьмых, девятых классов, когда идет глобальное понимание математики, элементарно списывают оттуда домашнее задание, – говорит Оксана Севастьян. – У нас есть ребенок, который попал в те самые 30%, не сдавших математику. У него четыре тестовых балла из десяти допустимых. И когда мы в девятом классе говорили маме, что аттестация – четыре балла и нужно что-то делать, то она нас не слушала. Так что и родителям, и учителям нужно делать на этом акцент.

Что делать, если не сдал ВНО


Кстати, камнем преткновения для нынешних выпускников стала не только математика. Украинский язык и литературу не преодолели почти 8%; украинский язык не сдали 7,5%; история Украины оказалась не по зубам 18% участников ВНО; математику не осилили 31%, биологию не преодолели более 2%; географию – 5,5%; физику — 8%; химию – почти 10%; по испанскому языку ВНО не сдали почти 16% участников.

Есть ли шанс поступить, если провалил ВНО? Если плохие результаты только по некоторым предметам, стоит просмотреть список других специальностей, где они не являются приоритетными. Можно выбрать желанный вуз, но иную специальность, ведь после окончания первого курса есть возможность перевестись на другой факультет.

Если же ВНО не сдано по всем предметам, можно поступать в колледж или техникум, но документы подавать на основе девятого класса, а не одиннадцатого. В этом случае сертификат ВНО не потребуется.

Кстати, есть вариант и обучения за границей. Зарубежные университеты не требуют сертификат ВНО – там достаточно аттестата о полном общем среднем образовании с приложением.

Предметов на тестировании станет больше

В 2022 году выпускники будут сдавать внешнее независимое тестирование как минимум по четырем предметам.

– Уже есть приказ о ВНО-2022... Это будет обязательно ГИА в форме ВНО по четырем предметам – по украинскому языку, математике, истории Украины или иностранному языку. Четвертый предмет – на выбор, – сообщил директор Украинского центра оценивания качества образования Валерий Бойко.

По его словам, ВНО по пяти предметам будут бесплатными. Сдачу тестов по другим предметам нужно будет оплатить, но вот сколько будет стоить дополнительный предмет, пока неизвестно.