Пока сами жители громад не поймут цель и важность изменений, не станут их движущей силой – реформы не продвинутся. На Харьковщине стартовал проект «Реформы для граждан», цель которого помочь власти наладить коммуникацию с людьми в процессе внедрения реформ на местах.

На Харьковщине и еще в четырех областях Украины запускается новый проект, связанный с коммуникацией реформ.

– Власть часто путает коммуникацию с информированием. Коммуникация должна иметь обратную связь и именно на это направлен наш проект, – рассказывает председатель ОО «Смарт медиа» Александра Щукина. – Реформы на центральном уровне и на местном могут выглядеть совершенно по-разному. По-разному воспринимают их и граждане, в зависимости от того, где проживают, по-разному она заходит на места. На протяжении двух лет мы будет собирать обратную связь от граждан, передавать информацию властям, чтобы они коммуницировали с людьми и чтобы граждане имели возможность приобщиться к изменениям, которые происходят в нашей стране.

За два года общественники планируют рассмотреть десять реформ. В этом году – пять: реформу цифровой трансформации, реформу системы здравоохранения, экологическую, антикоррупционную и судебную.


Алгоритм внедрения реформ в громаде


Первый этап проекта предполагает разговор как с активными представителями громад, так и с представителями власти, которые воплощают те или иные реформы на местах.

– Сначала необходимо выяснить: кто, что и насколько понимает. И когда мы получили ответы, то увидели, что люди друг друга не слышат, – рассказывает коммуникационный менеджер ОО «Смарт медиа» Марина Николаева. – Между тем в ходе исследований мы выяснили, что 60–70% населения – в первую очередь на востоке Украины – готовы стать активными участниками реформ, помогать воплощать их на местах, у себя в громадах, но просто не знают, какие шаги предпринять.

В рамках проекта решили снять целый цикл видеолекций, в которых эксперты рассказывают, в чем, собственно, суть реформ, что именно воплощается на местах, что, возможно, идет не так и что могут сделать жители громад.

– Эти фильмы будут в постоянном доступе. Наша задача – чтобы это были алгоритмы действий: человек посмотрел, понял, что ему интересно, что он может сделать, куда ему обратиться, чтобы та или иная реформа в его громаде воплощалась, – рассказывает Марина Николаева.


Результатом станут законодательные изменения


Дальше – создание группы активистов, с которыми будут заниматься онлайн.

– И они уже реально будут создавать свои истории успеха, которые покажут, что представители власти и громада – достаточно сильный механизм, чтобы реформы были внедрены на местах, – продолжает Марна Николаева. – Ведь что бы ни говорили в Киеве о важности тех или иных реформ, пока люди не будут в них заинтересованы, пока они сами, грубо говоря, не загрузят в свои смартфоны те приложения, которые работают, реформа дальше не продвинется.

Результатом проекта станет разработка законодательных изменений, которые в дальнейшем могут облегчить те или иные механизмы воплощения реформ.


Все ли хорошо с медреформой?


Как воплощается в громадах медицинская реформа, которая сегодня не только получила особую актуальность в связи с пандемией Covid-19, но еще и воплотила в себе множество других реформ?

Медицинскую реформу можно разделить на три основных компонента: первичная медицинская помощь, вторичная специализированная и экстренная медицинская помощь. Начиная с 2017 года, произошли значительные изменения, считают в НСЗУ.

– Главное здесь – пациент, – отмечает заместитель директора Северного департамента НСЗУ Украины Юлия Седая. – Население при получении медицинской помощи не должно тратить лишние деньги из своего кармана. Поэтому происходит перефинансирование медучреждений, которые предоставляют профессиональную помощь. То есть медицинские учреждения получают средства непосредственно за те услуги, которые предоставляет. Они не могут получать средства, если не отвечают спецификациям НСЗУ. В программе медицинских гарантий 2021 года – 36 пакетов и 36 услуг, которые мы финансируем. И больница, медучреждение не получило договор, если не отвечает этим требованиям.


Медучреждение может зарабатывать деньги


Юлия Седая отмечает, что медицинская реформа включает в себя и децетрализацию, и цифровую трансформацию и антикоррупционную реформу.

– В условиях нового распределения районов собственниками медицинских учреждений стали уже не районы, а ОТГ. И мы столкнулись с такой проблемой, что новые собственники не очень хотели брать ответственность за эти учреждения на себя, потому что это большой финансовый груз. Но при эффективном менеджерском решении, при включении лидерских качеств и понимании процессов можно превратить больницу в эффективное учреждение, которое будет приносить деньги, – считает Юлия Седая. – И в Харьковской области есть ряд примеров, которые доказали, что при грамотном подходе собственников и представителей органов местного самоуправления медицинское учреждение может зарабатывать деньги и предоставлять качественные медицинские услуги жителям громады.

В разрезе антикоррупционной реформы медицинское заведение не сможет получить средства, не создав соответствующих условий, гарантирующих качественное и профессиональное предоставление медицинских услуг.

– Медицинское учреждение не получит от НСЗУ деньги, если оно, например, претендует на пакет «Инсульт», а соответствующего оборудования не имеет, – говорит Юлия Седая. – И благодаря грантам, благодаря органам местного самоуправления они получают такое оборудование, а пациенты, соответственно, получают более качественную медпомощь.

Услышать и сделать выводы


Что касается цифровой трансформации, то в 2020 году произошла буквально революция, считает Юлия Седая.

– На протяжении десятков лет медицина была абсолютно бумажной, у нас не было никаких электронных записей. Не секрет, что диагнозы можно было подделать, больничные – купить, медлечение – «подправить», медицинские ошибки – скорректировать... Сейчас мы уже полностью сделали систему электронной, и все записи о посещении пациентом врача, о его диагнозах, жалобах, лечении, назначенных препаратах и так далее вносятся в его электронный кабинет, где он может наблюдать историю лечения. Эта система доказала, что ответственность врачей возрастает. В этом году мы внедряем электронные больничные.

Однако далеко не все люди, которые вынуждены обращаться за медицинской помощью, столь радужно воспринимают происходящие изменения в медицинской сфере. Их мнение в ходе проекта «Реформы для граждан» и должна услышать власть – сделать соответствующие выводы и, возможно, внести коррективы.