Некоторые онлайн-преподаватели хвастаются тем, что сдали ВНО на высший балл и украшают свои аватарки бейджем «200 баллов». Однако это сомнительный успех, считают, в Центре оценивания качества образования – мол, негоже репетиторам зарабатывать свои деньги за счет абитуриентов.

Среди тех, кто получил в этом году 200 баллов на внешнем независимом оценивании – не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Как выяснилось, часть из них занимаются репетиторском и сдают ВНО с целью самоутверждения. Однако победа над своими учениками – весьма сомнительное достижение для педагога, считает директор Харьковского регионального Центра оценивания качества образования (ХРЦОКО) Александр Сидоренко.

– Что такое 200 баллов ВНО? Безусловно, это «знак качества» в активе каждого абитуриента, признание его определенной готовности к преодолению новых жизненных вершин, – говорит Александр Сидоренко. – Рейтинговая оценка (а в ВНО она и есть рейтинговая) предусматривает максимальный балл для тех участников, которые дали наибольшее количество правильных ответов, и от них зависят оценки остальных участников.

В трех областях (Харьковской, Сумской и Полтавской), которые входят в сферу ответственности ХРЦОКО из 72 двухсотбалльников семь участников оказались из категории «выпускник прошлых лет», то есть не сегодняшние школьники. Сотрудники центра заинтересовались, кто же эти люди, сумевшие пронести школьные знания сквозь годы?

– Оказалось, что по крайней мере четверо из них  – реальные педагоги-репетиторы, которые работают в онлайн-школах, активно обучают через соцсети и т. д. Некоторые из них даже украшают свои аватарки бейджем «200 баллов», – рассказывает Александр Сидоренко.

Между тем, по его словам, внешнее независимое оценивание предназначено для тестирования людей, которые завершают получение полного общего среднего образования, и тех, кто будет поступать в вузы. А если цель прохождения ВНО у некоторых участников иная, это приводит к появлению определенных проблем.

– Во-первых, тестирование является бесплатным для участников, но не для государственного бюджета. Фактически участие в ВНО оплачивают все граждане Украины – налогоплательщики. Каждый участник, сдающий ВНО с целью самоутверждения, для проверки себя или системы, для своеобразной саморекламы  – это дополнительная финансовая нагрузка на государство и на каждого гражданина, – отмечает Александр Сидоренко. – Во-вторых, оценка ВНО является рейтинговой, то есть балл участника ВНО зависит от результата других участников. Высокий результат человека, который не является выпускником учреждения среднего образования и не собирается поступать в вуз, а проходит ВНО по каким-то своим соображениям, автоматически снижает результаты остальных участников. Вряд ли можно считать честной конкуренцию между вчерашним школьником и его преподавателем или репетитором  – очевидно, стартовые условия у них совершенно разные.

В-третьих, тесты ВНО, по словам Александра Сидоренко, создаются, в том числе, с целью оценки выпускников которые получают полное среднее образование. И именно на их уровень знаний, умений и навыков они рассчитаны.

– Выполнение на 200 баллов теста ВНО тем, кто уже имеет высшее образование, является преподавателем-репетитором по определенному предмету, не является даже показателем профессионализма этого человека, а тем более ничего не говорит о его способности научить своему предмету, – замечает Александр Сидоренко. – В то же время выполнение таким участником теста не на 200 баллов наверняка подтверждает его некомпетентность даже не как педагога, а как специалиста по определенному предмету.

Показателем высокой квалификации педагога является успешность его учеников, в том числе по результатам ВНО, отмечает директор ХРЦОКО.

– А для преподавателя или репетитора, который хвастается сдачей теста, предназначенного для его учеников  – все равно что для учителя начальной школы щеголять своими результатами теста для четвертого класса, – считает Александр Сидоренко. – Так что, уважаемые репетиторы, зарабатывайте деньги, но только не за счет реальных абитуриентов.