В конце декабря выдающемуся украинскому драматургу Николаю Кулишу исполнилось бы 115 лет. К сожалению, для харьковчан эта дата прошла незамеченной. Что ж, это не редкость, когда истинный вклад автора в искусство и степень его известности не совпадают.

Детство и юность 

Николай Кулиш родился в 1892 году в с. Чаплинка Херсонской области. С ранних лет его жизнь сопровождала бедность. После смерти матери отец начал сильно пить. Скорее всего со временем и Николай пристрастился бы к выпивке, но сельские учителя, собрав 100 рублей, отправили его на учебу в уездный город Урюпинск. Все 9 лет учебы в этом городе (окончил гимназию экстерном) он жадно впитывал в себя все, что мог дать Урюпинск. 

Кулиш редактирует студенческий журнал, сочиняет стихи и поэмы, организует камерный оркестр, руководит женским хором, выступает в драмкружке. В 1913 году пишет свою первую пьесу «На рыбной ловле». Через год, в 1914 году, подает документы в Новороссийский университет, но началась война, и он попадает в одесскую школу прапорщиков. 

Во время революции один из первых среди офицеров своего полка переходит на сторону восставших и начинает работать в культурно-просветительной комиссии Совета депутатов Особой армии. В 1918 году вернулся в Урюпинск. Был начальником штаба Днепропетровского крестьянского полка, затем военруком херсонского уездного военкомата, участвовал в разгроме войск Врангеля. 

Так родилась сельская трилогия 

В 1921 году, как раз когда разбушевался голод из-за неурожая, Николай руководил отделом народного образования и по роду работы часто объезжал села. Кулиш считает своим долгом рассказать читателям об увиденных им картинах страданий украинских крестьян. Реализовать эту потребность он смог в 1923 году после переезда в Одессу. Пьесу «97» он буквально выходил, гуляя по Пушкинской от вокзала до бульвара, а поздно ночью записывал готовые куски. 

Работу над драмой закончил летом 1924 года, и к ноябрьским праздникам в театре И. Франко в Харькове прошла премьера. У зрителей спектакль имел оглушительный успех. История столк­новения бедняков и кулаков не оставляла равнодушных.
В 1925 году он закончил работу над пьесой «Коммуна в степи», во многом напоминающей «97». А затем задумал пьесу «Прощай село». Так родилась его знаменитая сельская трилогия. 

Признание и успех 

В том же 1925-м Кулиш переехал в Харьков. В то время проходила крупная политическая кампания «по ликвидации последствий национального гнета в царской России». В резолюции ЦК ВКБ говорилось: «Ввиду того, что украинская культура и язык в течение веков подавлялся царизмом и эксплуататорскими классами России, ЦК РКП вменяет в обязанность всем членам партии всеми средствами содействовать устранению всех препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры». 

В Харькове в среде нарождающейся интеллигенции Кулиш быстро становится значимой фигурой. С 1926-го — председатель Утодика — общества по защите авторских прав драматургов и композиторов. В этом же году его выбирают президентом литературной организации «Вапліте» (Вільна організація пролатарської літератури). 

Столкновения между литературными организациями («Вапліте», «Вуспп», «Молодняк») вызвали резкую критику в адрес Кулиша. Но эта критика все же не смогла помешать постановке в сентябре 1926 года пьесы Кулиша «Хулий Хурина», получившей санкцию высшего научно-репертуарного совета при отделе искусств Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения УССР.  

Реабилитировали имя, но не идеи 
27 февраля 1927 года постановлением Главного комитета по контролю за репертуаром при Главлите СССР пьесу запретили за то, что она, как отмечал политический редактор, «наичистейший пасквиль на партийно-советский аппарат в Украине» и «сатиру без малейшего просвета», в которой «Советская Украина представлена полнейшим домом для умалишенных». Пьеса в карикатурной форме иллюстрировала то, что происходило в жизни, где власть, используя все доступные ей средства воздействия на общественное мнение, творила из вчерашних нулей титанов. Все в соответствии со строчками пролетарского гимна — «кто был ничем, тот станет всем». 

Надо ли говорить, что такой вердикт привел Кулиша к лагерю и расстрелу. Где и когда погиб драматург, точно не установлено. По одной из версий, Кулиша и Курбаса поставили затылками друг к другу и расстреляли одной пулей — экономили патроны. Позднее репрессии признали ошибкой, и Кулиша реабилитировали. Но, как и в случае с Курбасом, это была не полная реабилитация. В конце 60-х один ответственный идеологический работник ЦК КПУ так высказался по поводу Курбаса: «мы реабилитировали его имя, но не идеи». Думаю, это можно отнести и к Кулишу. 

Идеи, прозвучавшие в пьесах Кулиша, не потеряли актуальности и сегодня. С 1989 года на сцене Харьковского академического театра имени Шевченко идет спектакль «Мина Мазайло», поставленный режиссерами Александром Беляцким и Анатолием Стародубом. Многолетний зрительский успех этой постановки подтверждает важность борьбы с шовинизмом и мещанством, начатой автором еще в 20-е годы прошлого века.