В Харьковском художественном музее появится копия знаменитых «Запорожцев»

В Харьковском художественном музее появится копия знаменитых «Запорожцев»

К коллекции Харьковского художественного музея можно будет в прямом смысле слова прикоснуться к живописи. Для людей с нарушениями зрения художники создадут объемные копии полотен и графические работы, которые можно прочитать пальцами.

Шедевры можно будет потрогать


В Харьковском художественном музее стартовал проект «Крокуємо інклюзиєю». Инициаторы проекта – активистки Харьковского областного фонда «Общественная альтернатива».

– Мы несколько лет работаем с Харьковским художественным музеем, создали инклюзивные аудиогиды «Западноевропейское искусство», – рассказывает эксперт по правам человека, инклюзии и недискриминации президент ХОФ «Общественная альтернатива» Мария Ясеновская. – После появилась идея создать что-то полезное, практическое, к чему можно прикоснуться. Директор музея предложила сделать объемные картины, которые популярны в современных музеях мира. Мы поняли, что это реально, и некоторые работы можно сделать в виде скульптуры. К объемным картинам можно будет прикасаться и это будет интересно в первую очередь людям с нарушениями зрения: они смогут изучать картины-скульптуры путем прикосновений. Объемные картины будут любопытны детям и подросткам: интересно посмотреть на другую проекцию картины. То, что мы задумали, это большой вызов: и творческий, и технический.

Второе направление проекта охватит музейную графику. Для этого используют технологию, по которой печатают тексты шрифтом Брайля. Третье направление – создание навигации, которая поможет посетителям сориентироваться в пространстве музея.

Для копирования выбрали знаковые работы


– Для проекта мы выбрали несколько знаковых произведений, – говорит куратор проекта, научный сотрудник Харьковского художественного музея Анна Задорожная. – Одна из таких работ и самое главное, наверное, произведение нашего музея – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина. Это оригинал, и иногда посетители удивляются, что в музее есть такая известная работа. Благодаря проекту люди с нарушением зрения смогут узнать, что изображено на картине.

Кроме «Запорожцев», будут созданы еще три объемные копии: работ знаменитого Альбрехта Дюрера, украинского художника Константина Трутовского, натюрморт голландца Ханса ван Санта. В графике, которую можно прочитать прикосновением пальцев, представят работы известного украинского художника Георгия Нарбута.

В проекте примут участие харьковские художницы. Прежде чем приступить к работе, они консультировались с методистом школы-гимназии имени Короленко, где учатся дети с нарушением зрения.

На картине можно ощутить оружие запорожских казаков


Созданием объемных работ занимается скульптор Татьяна Альбицкая-Костомарова. Самой масштабной работой станут «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина.

– Это будет самая большая картина – 127х80, – рассказывает Татьяна Альбицкая-Костомарова. – В «Запорожцах» очень много персонажей, и целиком ее нереально правильно прочитать. Мы разделим ее на три части, чтобы можно было прочитать картину тремя блоками. Блоки сделаем раздвижными. Другие картины будут в три раза меньше и более доступны для прочтения.

Задача скульпторов – сделать картины фактурными на ощупь. В «Запорожцах», например, можно будет ощутить гладкость кожи, траву, оружие, одежду, украшения. На полотне – масса деталей, поэтому от мелких элементов придется отказаться, говорит скульптор. Объемность и фактурность картин создадут с помощью барельефов и горельефов.

– Зрячему работы могут показаться немного специфическими, но для незрячего человека это будет знакомство с картиной, – делится Татьяна Альбицкая-Костомарова. – Когда я леплю картины, закрываю глаза и думаю, как их будут воспринимать незрячие люди. Мой мир немного изменился. Чтобы передать ощущения в картине, это нужно прочувствовать на себе. Рельефы будут сделаны из искусственного камня – полиэфирной смолы, кальцита и мраморной пыли. Особенность полиэфирной смолы в том, что этот материал отдает тепло рук, ее комфортно трогать, хочется гладить.

Кроме объемных полотен художники создадут для незрячих и десять листов графических работ.

– Очень хотелось сделать Дюрера, потому что он красивый, графичный и с интересными сюжетами, – говорит художник-график Ира Оленина. – Но решили взять работы украинского художника Георгия Нарбута, потому что он наш, он хорош и очень многое может рассказать. Нарбут – это истоки, наше все в украинском дизайне.

В музее осовременят навигацию


– Задача – провести навигацию музея не только графически, но и предметно, – говорит дизайнер Татьяна Новикова. – Коллекции музея уникальны, но, возможно, он не современен, так как модернизация требует денег. Когда сегодня приходишь в музей, попадаешь как бы в игру: идешь на выставку, но не понимаешь, где, например, гардероб и в каком направлении экспозиция. Не хочется создавать для навигации стрелочки или надписи – все-таки дизайн в стране достиг достойного уровня. Мы попытаемся сделать навигацию более современной и лаконичной минимальными средствами: охватим только основные зоны и продумаем, как сделать так, чтобы можно было потом продолжить.

Проект реализуется при поддержке Украинского культурного фонда.

Над созданием копий шедевров планируют работать до середины октября. Когда их можно будет ощутить и увидеть, инициаторы проекта сообщат дополнительно.