На прошлой неделе завершились Олимпийские игры в Токио, откуда национальная сборная Украины по артистическому плаванию вернулась с триумфом. Команда, состоящая исключительно из харьковских спортсменок, завоевала бронзовые медали в дуэте и в групповой программе. Как проходили Олимпийские игры в условиях карантина, насколько сложной была победа, рассказала в программе «Точка зору» на «Телеканале р1» бронзовый призер Олимпиады-2020 по артистическому плаванию Екатерина Резник.

Самым сложным было ожидание


– Екатерина, поздравляем с победой и долгожданными медалями. Хочется узнать все подробности участия наших спортсменов в Олимпийских играх. Расскажите, как все происходило?

– Спасибо за поздравление. Это было очень интересно. Впечатления об Олимпийской деревне оказались очень яркими, одновременно там находились 11 тысяч спортсменов. Конечно, были определенные карантинные ограничения. Всегда ходили в масках, в столовой каждому выделили отдельный огражденный уголок. Но все было настолько дружелюбно, что карантинные ограничения никак не могли повлиять на наш настрой.

– В дни Олимпиады в Токио была очень жаркая погода. Сложно ли было справляться с жарой?


– Действительно, было очень жарко. Днем на улице невозможно было находиться. Настолько тяжелый воздух, что дышать нечем. Выходишь на улицу – и сразу начинаешь задыхаться. Во время тренировок в жару очень комфортно: водичка, все родное, а когда не тренировались – спасались в номерах под кондиционерами.

– Вы выступали практически в последние дни Олимпиады – после завершения большинства соревнований по другим видам спорта. Сложно ли выдержать столь длительное ожидание? Наверное, испытывали некоторое напряжение?

– Это ожидание было самым сложным из всего, что происходило с нами на Олимпийских играх. Длительная подготовка, а потом ожидание. Все спортсмены выступают, а мы каждый день все ждем и ждем. Ожидание длилось настолько долго, что, честно говоря, уже и не верилось, что выступление когда-нибудь произойдет. Для нас было очень важно не утратить спортивный запал, с которым мы приехали на Олимпийские игры. Мы приехали показать свой лучший результат, а ожидание все-таки немного сбивает.

– С другой стороны, у вас было время для адаптации, для тренировок?

– Для тренировок – да. Однако там было очень жестко. Тренироваться можно только четко в отведенное время, запасного бассейна, где можно в любое время потренироваться, нет. Автобус, который доставлял нас в бассейн, выделялся четко на время тренировок, а другим способом добраться до бассейна невозможно. В Олимпийской деревне мы могли проводить разве что «сухие» тренировки.

– В синхронном плавании возможны «сухие» тренировки?

– Сухие тренировки – это отработка физических моментов и ритмики. Музыка у нас рассчитана на счет во время тактов, и очень важно, чтобы вся команда действовала как единый механизм. Поэтому на «сухих» тренировках мы можем только сидеть и хлопать всей командой, чтобы попадать в одинаковый ритм.

Синхронистки выполняют специальные упражнения


– Очень практичный вопрос. Как вас кормили?

– Кормили чудесно. Команда привыкла ко всему, и мы были бы готовы, если бы нас никак не кормили. Но питание было очень хорошим – мясо, морепродукты, выпечка.

– Все-таки позволяли себе немножко выпечки?

– Да. Но это секрет. Нам нужно держать себя в хорошей форме, чтобы быть легкими на воде, чтобы легко работалось, чтобы выглядеть подтянутыми и красивыми.

– Мне показалось, что все спортсменки в вашей команде одинакового телосложения. Вы выполняете для этого специальные физические упражнения?

– Да, мы каждый день выполняем одни и те же упражнения, чтобы мышца была сухой, и мы действительно смотрелись одинаково, чтобы в воде нас невозможно было отличить. В нашей команде есть одна маленькая девушка. По телосложению она на нас похожа, но немного меньше и легче остальных. Она – верхняя, подкидная, поэтому у нее должна быть возможность выполнять сложные пируэты в воздухе.

«Олимпийская медаль – наш флаг»


– Бронза на Олимпийских играх была долгожданной. Это первая медаль по синхронному плаванию за всю историю независимой Украины. Думаю, вы ощущаете на себе огромную ответственность и гордость за то, что вам это удалось. Какие вы испытываете эмоции?

– Эмоции самые яркие. Это действительно первая медаль в артистическом плавании в истории Украины. Мы очень верили в себя, в тренеров, которые проделали просто титаническую работу. Эта медаль – теперь наш флаг, который мы должны нести через все поколения. Это доказательство того, что невозможное возможно, что нужно много работать и в дальнейшем. Сказать, что мы счастливы – не сказать ничего. Нам это удалось, и радости было так много, что мы готовы делиться ею со всеми.

– Для тренера Светланы Саидовой это тоже первая олимпийская медаль?

– Да, мы очень гордимся тем, что мы ученицы Светланы Саидовой и что именно нам вместе с ней плечом к плечу удалось сделать это. Светлана Бурхановна – легендарная личность, легендарная женщина и, конечно, легендарный тренер.

Отсутствие зрителей на трибунах было комфортным


– На олимпийских трибунах не было зрителей. Помогает или мешает на соревнованиях отсутствие болельщиков? Яна Клочкова как-то говорила, что когда есть зрители – это очень большая ответственность, поскольку им нужно показать результат. А как было в вашем случае?

– Последние чемпионаты Украины и Европы тоже проходили без зрителей, поэтому для нас это уже привычная атмосфера. К тому же нашими главными соперниками были японцы, так что отсутствие зрителей, наверное, даже сыграло на руку. Поддержка в родной стране придает сил, а при отсутствии зрителей мы оказались в равных условиях. Конечно, мы привыкли, что нам аплодируют, что нас поддерживают. Но на соревнования приходили спортсмены нашей сборной и отлично нас поддерживали.

– А сколько украинских спортсменов побывало на Олимпиаде?

– Всего было 156 участников. За всю историю Украины это самая малочисленная делегация нашей страны на Олимпиаде. Но украинская делегация была очень дружной. Мы все очень переживали за своих спортсменов, поддерживали друг друга и очень радовались, когда они получали медали.

– Общались ли вы в Токио со спортсменами из других стран?

– Честно говоря, общались мало. Мы были зациклены на своем результате, и времени для общения практически не было. Мы или тренировались, или смотрели видео – разбор программы, которую мы выполняли на тренировках, – или отдыхали. Только после старта Олимпиады мы смогли увидеться с кем-то из спортсменов и обменяться буквально несколькими фразами.

– А как на Олимпиаде обеспечивалась безопасность участников? Была ли организована усиленная охрана?

– У нас была полностью закрытая территория, на которую без проверок и специальной аккредитации не попадешь. Данные аккредитации проверяли по сетчатке глаза, а что касается ковида, то каждый день начинался с того, что мы сдавали ПЦР-тесты. Везде находилась охрана, а в наших телефонах была установлена программа, которая отслеживала наши перемещения. Это было сделано еще и целью инфекционной безопасности: если у кого-то будет обнаружен ковид, можно выявить всю цепочку заражения. Случаи ковида были, поэтому в плане карантинной безопасности было очень жестко.

– Во время Олимпиады многие обсуждали условия, в которых наши спортсмены готовятся к соревнованиям, критиковали ситуацию с харьковской легкоатлеткой, которую отправили на Олимпиаду без тренера, и это помешало ей завоевать призовое место. Украинская сборная не может похвастаться большим количеством олимпийских медалей, и эта ситуация не меняется из года в год. Как вы считаете, такие резонансные случаи могут повлиять на то, чтобы ситуация в украинском спорте все-таки изменилась?

– Конечно, мы слышали о ситуации с нашей спортсменкой и очень за нее переживали. Мы с ней знакомы и поддерживали ее как могли. Безусловно, что-то должно меняться, но мне кажется, если у тебя есть цель и ты стремишься доказать всем и себе, то любые условия пойдут на пользу. У нас была одна цель – привезти медаль своей стране, переступив через все сложности.

Нюансы будущих выступлений строго засекречены


– Как правило, перед крупными соревнованиями, в том числе и перед Олимпийскими играми все нюансы будущего выступления, даже цвет купальников спортсменок и их макияж, держатся в секрете.

– Абсолютно все наши конкуренты следят за нами, а мы хотим удивлять не только интересными упражнениями на воде, но и внешним видом: яркими купальниками, макияжем. Даже в других странах мы тренируемся в основном отдельно от других спортсменов – на закрытой базе. На тренировках мы делаем эксклюзивные вещи, и тренер очень жестко следить за их неразглашением. Так что все нюансы выступления – это всегда большой секрет. Даже мы, спортсменки, узнаем о конечном результате дизайна купальников и решений в макияже уже ближе к Олимпийским играм.

– К каким соревнованиям вы будете готовиться в дальнейшем?

– В декабре пройдет традиционный чемпионат Украины. Основной старт на следующий год – чемпионат мира, который состоится в мае в Японии, а в августе будет чемпионат Европы. Для нашего вида спорта времени остается совсем мало и думаю, что  подготовка тоже будет очень ранней.

– Говорят, что подготовка к следующей Олимпиаде начинается сразу после завершения прошедшей? То есть расслабляться нельзя?


– В спорте никогда нельзя расслабляться. Одни соревнования сменят другие, один олимпийский цикл заканчивается – начинается следующий. Спортивная жизнь такая короткая, но очень-очень насыщенная, и в ней все надо успеть.

– Не предлагали ли вам, особенно после громких успехов, выступать за команду другой страны?

– Нет. Но часто предлагают выступать в американских шоу. Это очень распространенная деятельность. Предлагают работать в шоу и на круизных лайнерах: там востребованы спортсмены именно из Украины – наверное, потому что они самые красивые и яркие. И таких предложений много.

– Как вы на это реагируете?

– Смеемся. Шоу – это не наше. Возможно, такие предложения интересны спортсменам-аматорам, а для профессиональных спортсменов должно быть что-то более серьезное – то, что может приносить пользу не только тебе, но и другим людям.

Кто-то должен быть примером


– Считается, что карьера у спортсменов недолгая. Сколько вы планируете быть в спорте и как видите дальнейшую свою жизнь?

– Мне нравится выступать, а тренировать, как мне кажется – это не мое. Мне больше нравится заниматься общественной деятельностью и психологией. Сейчас я учусь в аспирантуре и пишу кандидатскую работу. Думаю, что пойду этой дорогой и дальше. Если будет возможность внести вклад в развитие украинского спорта, всегда буду принимать в этом активное участие. Спорт – моя жизнь, мое сердце.

– Спортсмены часто занимаются какой-то общественной деятельностью или политикой и таким способом стремятся помочь людям. В прошлом году вы стали депутатом Люботинского горсовета.

– Мне кажется, в данном направлении есть возможность для развития спорта и решения проблем молодежи. Честно говоря, обидно видеть, когда молодежь идет не тем путем, которым могла бы идти. К сожалению, у многих нет такого ментора-наставника, как наш тренер Светлана Саидова. Но кто-то должен становиться примером и вести за собой. Украина – очень могучая держава, которую мы всем сердцем любим, ради которой готовы на все.

– Идти в политику – это серьезный шаг. Подобная деятельность требует очень много сил. Не было опасений, что не справитесь?

– У меня не было опасений, потому что я знала: у меня всегда есть сильная поддержка. У нас существует команда, к представителям которой в любой момент можно обратиться, и тебе никогда не откажут в помощи.

– Сегодня в Украине много политических сил, в том числе и новых. Вы выбрали Блок Светличной «Разом!». Не было ли сомнений?

– Сомнений не было, потому что мы давно знакомы с Юлией Александровной. Будучи главой Харьковской облгосадминистрации, она очень поддерживала спорт.

– Очень часто спортсмены говорят, что никогда не посоветовали бы своим детям идти в эту профессию или вид спорта. А что вы сказали бы своим детям?

– На мой взгляд, синхронное плавание – один из самых сложных видов спорта. Здесь соединены гимнастика, задержка дыхания, спортивное плавание, акробатика и многое другое. И в каждом аспекте ты должен быть профессионалом, лучшим, чтобы суметь объединить все составляющие. Наверное, дочку я отдала бы на синхронное плавание, и не для результата, а чтобы она узнала, какой яркой может быть спортивная жизнь, чтобы развивала свое тело и главное – ощутила, что такое команда. Работать в команде – основное, чему нас научили в спорте. В нашей команде восемь абсолютно разных девушек, у каждой свой характер, свои особенности, а для работы команды очень важно уважать, понимать своего коллегу.

– Что вы посоветовали бы девушкам, которые хотят заниматься синхронным плаванием?


– Не сдаваться, верить в свои силы и доверять тренеру, наставникам. Они как никто лучше знают, что нужно делать. Наша команда полностью доверилась своим тренерам, мы ни минуты не сомневались в их решениях – какими бы они ни были. Нужно много работать и никогда не терять веру в себя.