Такого не было за 30 лет независимости Украины – долги по зарплате на Харьковщине достигли 500 миллионов гривен! Власть при желании может побудить любое предприятие закрывать свои долги перед работниками – такое мнение высказал заслуженный экономист Украины Александр Кирш в программе «Точка зору» на «Телеканале р1».

Когда Родина хочет, она заставляет платить


– Александр Викторович, в Харьковской области задолженность по заработной плате – более 500 миллионов гривен. Такой огромной суммы не было за все время независимости Украины. Как думаете, почему сложилась подобная ситуация?

– Получается, что налоги никому не нужны, ведь заработная плата – это налоги в местный бюджет. Никому не нужны пенсионные отчисления, потому что единый социальный взнос в Пенсионный фонд идет именно с заработной платы. Но самое главное – никому не нужны люди, потому что людям просто не на что жить. А когда не за что жить, ничего не покупают, а значит, падает реализация товара у всех предприятий. А когда товар произведен, но не оплачен – нечем платить зарплату еще и тем, кто произвел данный товар. То есть идет цепная реакция. И она может быть бесконечной. Так что долги необходимо закрывать.

У государства должны быть некие рычаги, чтобы зарплаты выплачивались вовремя – по крайней мере, на госпредприятиях. А если государственные предприятия не выплачивают зарплату вовремя, нужно задуматься об их приватизации. А если предприятие уже приватизировано – посмотреть, выполняется ли приватизационный договор, соблюдает ли частный владелец условие о получении сотрудниками заработной платы – вовремя и в полном объеме. Если нет, то следует покопаться в его налогах, выяснить, все ли правильно выплачивается...

Государство может при желании побудить любое предприятие закрыть долги перед работниками.

– Невыплата заработной платы – это же нарушение закона, за которое можно привлечь к ответственности...

– Безусловно, потому что право на труд без права на оплаченный труд ничего не стоит. Это действительно преступная задолженность. Когда Родина хочет – она заставляет платить зарплату.

– Большинство директоров госпредприятий говорят, что нет госзаказов...

– Такой разговор с директором имел бы смысл на его даче, на его вилле, на экскурсии по его многокомнатной квартире. Он водил бы оператора по своим владениям и рассказывал, как ему плохо ему живется, какие сложности испытывает возглавляемое им предприятие и что во всем виновато государство, а вины директора тут нет. Такое интервью хорошо смотрелось бы на фоне его виллы, на фоне его декларации о доходах, на фоне открытого сейфа с деньгами. И показать, как живут его работники. Пусть на этом фоне расскажет, что виновато государство.

Кстати, и по государству можно пройтись. Кто отвечает за госзаказы, кто виноват, почему в таком случае предприятие не закрывается, не передается другому собственнику, почему люди продолжают работать, им врут, что зарплата будет, а ее нет? Так не бывает, чтобы в ситуации никто не был виноват. Есть стране прокуратура? Если есть, пусть работает!

– Имеет ли смысл в этом случае говорить о массовой приватизации больших государственных предприятий?

– Да не только больших – всяких. Если они неэффективно работают, если они не обеспечивают реализацию продукции, если не могут платить зарплату своим людям, то, безусловно, приватизация должна быть.

Помощь предпринимателям – просто насмешка


– С начала года промышленность на Харьковщинее упала на 7%, аграрный сектор – на 11%. Наш регион оказался на 25-м месте по розничной торговле.  Динамика все хуже и хуже...

– Это как раз то, о чем я говорю: убили спрос. Нет зарплат – людям не с чем идти на рынок, не с чем идти в магазины, не за что покупать товары. Падает спрос, а значит, падает платежеспособность населения. Привет борцам с ковидом. Коронавирусу наплевать на все виды борьбы с ним, он все равно порождает один за другим новые штаммы... Ковид не победили, но под видом борьбы с ним идет борьба с малым и средним бизнесом, борьба с населением. Малый и средней бизнес оставили без работы, людей оставили без зарплаты и все это назвали борьбой с ковидом.

Интересно, как поступают в ситуации пандемии другие страны: они компенсируют бизнесу потери, связанные с ковидом. А если бизнес еще и создает рабочие места под кредиты, то государство зачастую прощает не только проценты, но и сумму кредита.

Кстати, на западе платят за то, о чем у нас даже не знают. Президент США Байден, например, говорит, что нужно платить по 100 долларов каждому, кто прошел вакцинацию от ковида. У нас же собираются прививать чуть ли не принудительно – например, не пускать непривитых в кинотеатры.

– У нас государство тоже помогало предпринимателям – выплачивало по восемь тысяч гривен.

– Ох и помощь! Два раза по восемь тысяч, да и то не всем, а только отдельным категориям, чей вид деятельности совпадает с тем, который определило государство. К тому же лишь в том случае, если этот вид деятельности первый, а не второй – то есть в зависимости не от того, чем на самом деле занимается предприниматель, а от того, какой вид деятельности указан первым. Такая помощь – просто насмешка...

– Как считаете, на местном уровне власть могла бы помогать предпринимателям Харьковщины?

– По всему Харькову – реклама того или иного политического деятеля. Вот сдали бы рекламный щит в аренду какому-нибудь малому предприятию, чтобы оно благодаря этому реализовывало свою продукцию, создавало занятость в городе, платило налоги... А в углу можно написать, что спонсор этой рекламы – такой-то депутат. Или вместо кучи поздравлений ко всем праздникам от всевозможных будущих кандидатов и депутатов организовать рекламу малого и среднего бизнеса, в которой рассказывалось бы о продукции харьковских предприятий. А в уголке опять же: спонсор рекламы – такой-то. Это первое, что приходит в голову...

На местном уровне, конечно, сложно делить то, что уже поделили на центральном. В этом случае я бы все же пенял на центральную власть. У нее есть реальные рычаги, с помощью которых можно было бы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу – по крайней мере сделать так, чтобы предприятия не закрывались. Потому что вирус ранит, а борьба с вирусом убивает.

– С началом осени прогнозируют новую волну коронавируса. Что будет с предпринимателями, как они будут выживать?

– Люди умирают не столько от коронавируса, сколько от борьбы с ним. Из-за того, что ухудшается качество их жизни, качество питания. И когда это накладывается на ковид, у хронически недоедающего человека появляются проблемы. А хроническое недоедание возникает из-за того, что предприятие не платит зарплату, а цены растут. И все это связано с неумелой борьбой с коронавирусом, с имитацией борьбы.

При этом Родина хвалится, что гривна стабильна да еще и укрепляется. Толку в такой стабильности, если цены все равно растут? Это ненормально. Стабильность означает, что если цены растут, то гривна должна дешеветь, но она искусственно поддерживается на высоком уровне. И людям от этого не легче.

Кроме того, из-за нереально высокого курса гривны гораздо сложнее экспортировать и проще импортировать. Причем цены на импорт все равно не падают, потому что вся разница – маржа – уходит импортирующим фирмам. Люди не чувствуют, что импорт дешевеет, это ощущают лишь импортирующие фирмы. В результате мы даем работу иностранцам вместо того, чтобы давать работу своим экспортерам. Наш экспорт становится неконкурентоспособным именно из-за неправильного курса гривны. Хвалиться тут нечем.

Большинству не хватает доходов на обязательные расходы


– До начала отопительного сезона остается пара месяцев. И если летом люди немного расслабились насчет оплаты коммуналки, то каким будет грядущий тарифный год?

– Приняли закон, согласно которому долги будут списывать с карточного счета. Тут уж от рынка ничего не остается. Была оказана услуга или нет – неважно, пришел счет – значит, деньги будут списываться. Так что это за рынок? Мало того что потребитель не может выбирать поставщика услуги, так его еще и лишили возможности оспорить непредоставленную или предоставленную некачественно услугу.

Минюст объясняет: сумма будет просто резервироваться, списание будет идти через суд. То есть фактически данная сумма будет арестована, воспользоваться ею будет невозможно до решения суда. Это же беспредел. Допустим, у человека пенсия две тысячи гривен, коммунальные платежи ему насчитали три тысячи гривен. Отдав всю пенсию, он еще остался должен тысячу. Это величайшая дикость, нарушение концептуальных основ законодательства, нарушение правил сосуществования человека и общества – тут демократией и не пахнет.

Почему решили начать с самых малообеспеченных людей, у которых просто доходы не позволяют не накапливать коммунальные долги? С одной стороны, борются с ковидом так, чтобы лишить людей доходов, а когда оставшегося дохода не хватает на оплату коммуналки, а коммунальщики свои деньги требуют, так вместо того, чтобы давать средства коммунальщикам, их автоматически списывают у людей под девизом: «Не списали, а просто арестовали».

– С начала карантина вообще говорилось, что при наличии коммунальных долгов не будут отключать газ и другие коммунальные услуги.

– Отключить по отдельным платежам именно того, кто не платит, не так-то просто. Придется «отрезать» весь дом. Нужно разбираться в каждом конкретном случае, но тогда и счетчики должна быть индивидуальные, а не один прибор учета на весь подъезд. У кого-то куча гостей постоянно и чуть ли не предприятие в квартире работает, а кто-то живет один, а как платить – все делят поровну. Так, конечно, делать нельзя.

Если применять серьезные меры, то и считать нужно, сколько каждый потребляет. А для этого должны быть индивидуальные счетчики, а не коллективные. А дальше необходимо разбираться, были ли оказаны услуги, за которые коммунальное предприятие хочет получить деньги, не было ли фейковых платежей и хватает ли человеку доходов на все это. А если не хватает – должны приниматься какие-то меры государством на центральном уровне. Если в масштабах страны людям массово не хватает доходов на коммунальные платежи, то неладно что-то в самом королевстве. И тогда нужно разбираться, почему рынок работает таким образом, что большинству не хватает доходов на обязательные расходы.

– В Кабмине говорит, что можно оформить субсидию.


– При назначении субсидии столько трудно соблюдаемых условий! Вплоть до того, что, как считает государство, «значит, когда-то что-то получал, иначе бы помер». И на этом основании не оформляют субсидию. Это я утрирую, конечно, но суть понятна.

Тарифные протесты должны быть перманентными


– Что будет с тарифами этой зимой? Минувшей зимой людям своими протестами против тарифной политики государства все-таки удалось сдержать их рост...

– Протесты должны быть перманентными, то есть постоянными, потому что власть издевается над людьми постоянно.

– Не приведет ли это к большим заварухам, которые перерастут во что-то серьезное?


– Да ни во что оно не перерастет – просто это будет сигнал власти, что та уже перешла красную черту терпения народа, и надо что-то делать, снижать тарифы. Это не призыв к революции, а сигнал снизу, что сверху просто зарвались и зажрались.

– Некоторые политические эксперты говорят, что президент сейчас будет всеми способами пытаться задобрить народ перед грядущими президентскими выборами. Он рассматривает возможность баллотироваться на второй срок. Как считаете, могут ли в связи с этим быть снижены тарифы?

– Ну если он объяснит Байдену, почему хочет избираться на торой срок и попросит дать возможность не повышать тарифы сейчас, а поднять их на следующий день после повторного избрания. Если Байден воспримет аргументы Зеленского, то разрешит ему не повышать тарифы, а если не воспримет, то придется повышать тарифы или идти наперекор иностранному руководству. А это чревато для него самого – на что тогда будут жить представители его команды, если не будет помощи? На всю Украину, конечно, западной помощи не хватает, но на верхний истеблишмент пока вполне.

– Вернемся к закону, который позволяет списывать долги со счетов граждан. Есть ли у людей какие-то рычаги воздействия, чтобы не допустить этого?


– Харьков – юридическая столица Украины. Вот пусть это продемонстрирует. Юристы должны оспорить это решение вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге, доказать незаконность такой акции на мировом уроне. Только так.

На уровне Украины вряд ли получится что-то доказать, поскольку власть реагирует только на мощные протесты или на судебные решения.