«Казки старого млина» — так назвали свой необычный спектакль ребята и их руководители из Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества.

Обрядовые действа, совершаемые, без сомнения, каждым из наших далеких славянских предков, приглушенные современным урбанистическим опытом, производили на зрителей потрясающий эффект.

В театральных рецензиях мы привыкли сравнивать, классифицировать со ссылкой на имена, времена, стилистику, жанры. Нередко критики живо описывают муки рождения театрального детища. Мы заранее откажемся от подобных приемов в силу того, что спектакль, созданный в канун Рождества на сцене областного Дворца детского и юношеского творчества, абсолютно самобытен. 

По окончании представления не всякий зритель мог в точности ответить, на каком же языке проговаривалась или пропевалась речевая канва спектакля, мастерски вплетенная в зрелищную хореографию. 

Это и неважно, на каком языке говорят герои, — таково было мнение многих зрителей после спектакля. Главное, чтобы все происходящее на сцене было понятно каждому сердцу. Славянская генетическая память заявила о себе, и это очевидно. Мы все родом… Оттуда. Путь к себе стал открытием не только для зрителей, но и для самих создателей спектакля. 

Вот что рассказала постановщик спектакля, автор либретто Наталья Майорова: «Спектакль создавался, формировался сам собою. В свое время вышла уникальная книга, в которой собрано множество обрядовых песен, игр. В этот сборник вошли даже кричалки и обзывалки. В течение тысячелетий фольклористы собирали этот материал. И вот это богатство оказалось в наших руках. Ни о какой легкой «попсовой» сказке «на зрителя» не могло быть речи. Увлеклись все: и дети, и взрослые. Сценография и костюмы Людмилы Руденко позволили максимально прикоснуться к этому пласту культуры». 

В работе над спектаклем участвовали все коллективы дворца. Сюжет на первый взгляд прост. В один день брат и сестренка — Иванко и Маричка (в исполнении Эмиля Магеррамова и Полины Бровко) проживают четыре времени года. Чтобы найти свою старшую сестру Крупеничку, с ролью которой блистательно справилась лицеистка — выпускница Юлия Тулупова, детям приходится пройти ряд испытаний. Необходимо вырастить зерно, собрать его, испечь хлеб. 

«Но мы решили и пошутить, — объясняет постановщик Наталья Майорова. — Народ, он ведь очень потешный, забавный, и потому, наряду с высокой хореографией, мы даем живые, не всегда выверенные движения. Нам хотелось показать, что мы все разные. Но у всех нас есть некий духовный стержень — и в этом нам помог высокопрофессиональный хоровой коллектив «Скворушка». А то, что это веселый народ, лучше всего показали артисты из хореографического коллектива «Счастливое детство». Получился такой синтез. Мы все живем в общем доме, мы единое целое в нашей Украине, и именно спектакль помог сделать для каждого из нас такой важный вывод: мы разные, но есть в нас нечто общее, объединяющее». 

В спектакле участвовал только один профессиональный актер — Руслан Никоненко, исполнивший роль мельника. Человека, от которого в немалой степени зависит, каким будет готовый продукт — хлеб, а значит, и пища для зрителя. 

«Настало время говорить о самом главном, — уверена Наталья Майорова, — о вечном: любви, семье, хлебе, солнце. Об этом же и хореография Раисы Галенко и Юнны Шаповаловой под музыку Геннадия Фролова. Просто каждый из нас сказал на своем языке о любви к своим историческим корням, а дети это приняли и поддержали с большим энтузиазмом и пониманием». 

Юная актриса, исполнительница главной роли Юлия Потапова, которая мечтает поступить в театральный институт им. Карпенко-Карого и обучаться у признанных мастеров сцены, рассказала, что играть в таком непростом спектакле было для нее счастьем. «Все до начала спектакля очень волновались, но на сцене испытывали такой подъем, как будто нас что-то заряжало от самой земли. Это было здорово!», — захлебываясь от счастья, тараторит будущая знаменитость театральных подмостков. 

— Почему же именно сейчас появился такой аутентичный спектакль? Это что, заказ? — интересуюсь у его создателей. И все они утверждают в один голос: спектакль родился, потому что пришел его час. Пришло время поэтичной эстетики, истоки которой в нашем красивом историческом славянском прошлом, а дети и юные люди, как никто другой, умеют отличать истину от всего остального.