«Казки старого млина» — так назвали свой необычный спектакль ребята и их руководители из Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества.
Обрядовые действа, совершаемые, без сомнения, каждым из наших далеких славянских предков, приглушенные современным урбанистическим опытом, производили на зрителей потрясающий эффект.В театральных рецензиях мы привыкли сравнивать, классифицировать со ссылкой на имена, времена, стилистику, жанры. Нередко критики живо описывают муки рождения театрального детища. Мы заранее откажемся от подобных приемов в силу того, что спектакль, созданный в канун Рождества на сцене областного Дворца детского и юношеского творчества, абсолютно самобытен.
По окончании представления не всякий зритель мог в точности ответить, на каком же языке проговаривалась или пропевалась речевая канва спектакля, мастерски вплетенная в зрелищную хореографию.
Это и неважно, на каком языке говорят герои, — таково было мнение многих зрителей после спектакля. Главное, чтобы все происходящее на сцене было понятно каждому сердцу. Славянская генетическая память заявила о себе, и это очевидно. Мы все родом… Оттуда. Путь к себе стал открытием не только для зрителей, но и для самих создателей спектакля.
Вот что рассказала постановщик спектакля, автор либретто Наталья Майорова: «Спектакль создавался, формировался сам собою. В свое время вышла уникальная книга, в которой собрано множество обрядовых песен, игр. В этот сборник вошли даже кричалки и обзывалки. В течение тысячелетий фольклористы собирали этот материал. И вот это богатство оказалось в наших руках. Ни о какой легкой «попсовой» сказке «на зрителя» не могло быть речи. Увлеклись все: и дети, и взрослые. Сценография и костюмы Людмилы Руденко позволили максимально прикоснуться к этому пласту культуры».
В работе над спектаклем участвовали все коллективы дворца. Сюжет на первый взгляд прост. В один день брат и сестренка — Иванко и Маричка (в исполнении Эмиля Магеррамова и Полины Бровко) проживают четыре времени года. Чтобы найти свою старшую сестру Крупеничку, с ролью которой блистательно справилась лицеистка — выпускница Юлия Тулупова, детям приходится пройти ряд испытаний. Необходимо вырастить зерно, собрать его, испечь хлеб.
«Но мы решили и пошутить, — объясняет постановщик Наталья Майорова. — Народ, он ведь очень потешный, забавный, и потому, наряду с высокой хореографией, мы даем живые, не всегда выверенные движения. Нам хотелось показать, что мы все разные. Но у всех нас есть некий духовный стержень — и в этом нам помог высокопрофессиональный хоровой коллектив «Скворушка». А то, что это веселый народ, лучше всего показали артисты из хореографического коллектива «Счастливое детство». Получился такой синтез. Мы все живем в общем доме, мы единое целое в нашей Украине, и именно спектакль помог сделать для каждого из нас такой важный вывод: мы разные, но есть в нас нечто общее, объединяющее».
В спектакле участвовал только один профессиональный актер — Руслан Никоненко, исполнивший роль мельника. Человека, от которого в немалой степени зависит, каким будет готовый продукт — хлеб, а значит, и пища для зрителя.
«Настало время говорить о самом главном, — уверена Наталья Майорова, — о вечном: любви, семье, хлебе, солнце. Об этом же и хореография Раисы Галенко и Юнны Шаповаловой под музыку Геннадия Фролова. Просто каждый из нас сказал на своем языке о любви к своим историческим корням, а дети это приняли и поддержали с большим энтузиазмом и пониманием».
Юная актриса, исполнительница главной роли Юлия Потапова, которая мечтает поступить в театральный институт им. Карпенко-Карого и обучаться у признанных мастеров сцены, рассказала, что играть в таком непростом спектакле было для нее счастьем. «Все до начала спектакля очень волновались, но на сцене испытывали такой подъем, как будто нас что-то заряжало от самой земли. Это было здорово!», — захлебываясь от счастья, тараторит будущая знаменитость театральных подмостков.
— Почему же именно сейчас появился такой аутентичный спектакль? Это что, заказ? — интересуюсь у его создателей. И все они утверждают в один голос: спектакль родился, потому что пришел его час. Пришло время поэтичной эстетики, истоки которой в нашем красивом историческом славянском прошлом, а дети и юные люди, как никто другой, умеют отличать истину от всего остального.