Фракция Блока Светличной «Разом!» в Харьковском областном совете добивается увеличения материальной помощи для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. По примеру лидера партии Юлии Светличной, которая всегда делает акцент на непосредственном общении и решении проблем людей, ее команда тоже будет прикладывать для этого все усилия, заявила в программе «Точка зору» на «Телеканале р1» депутат облсовета от Блока Светличной «Разом!» Ольга Львова. 

Тысяча гривен – как плевок в душу


– На внеочередной сессии Харьковского областного совета вы озвучили требование фракции о необходимости увеличения финансирования программы по предоставлению материальной помощи жителям Харьковской области, которые оказались в сложной ситуации. Говорили, что финансирование необходимо увеличить в разы. О каких суммах речь?

– Сумма, которая сегодня предусмотрена в бюджете на финансирование помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации – например, кто-то заболел, нужна дорогостоящая операция, – в пределах 50–60 миллионов гривен. Этого совсем недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей, которые очень нуждаются в материальной поддержке. Мы предлагаем увеличить сумму как минимум до 150 миллионов гривен. Потому что в карманах у людей пусто, а если еще увеличат тарифы – будет не только не за что лечиться, но и не за что жить.

В приемные депутатов Блока Светличной «Разом!» обращается очень много людей. После таких приемов я не могу спокойно спать, потому что это такие трагедии, такая нищета. Вот у девочки огромная опухоль головного мозга, на операцию ей необходимо 70–80 тысяч гривен. Где их взять? Продавать жилье? А где тогда жить? И подобных ситуаций очень много. А комиссия по предоставлению помощи работает непрозрачно. Мы будет требовать на ближайшей сессии отчета – кому, в каком размере и какая помощь предоставлялась.

– Это решается как-то коллегиально? Представители Блока Светличной входят в данную комиссию?

– Всего один человек – Валерий Питько. Но одного голоса против всех остальных недостаточно.

Мы хотим понять, как используются деньги, в каком размере предоставляется минимальная помощь, в каком – максимальная. Когда я на сессии задала вопрос Татьяне Егоровой-Луценко, то Альберт Васильевич Кононенко позволил себе комментировать мой вопрос, хотя он был адресован вовсе не ему. Я сказала, что существует позорная практика в работе комиссии, когда минимальная материальная помощь составляет всего 500 гривен. У человека затраты до 100 тысяч гривен, а ему выделяют полтысячи! Кононенко же заявил, что 500 гривен давно уже не дают, мол, минимальная помощь – тысяча гривен. Но и тысяча человека не спасет! Разве это помощь? Это плевок в душу человека.

Кононенко предложил мне прийти на бюджетную комиссию с предложениями об увеличении поступлений в бюджет. Но ведь вопрос даже не в поступлениях, а в том, как бюджет тратится. Нам еще нынешний год пережить нужно – грядет очередная волна пандемии, и она не исключает других болезней, которые тоже требуют больших средств. Я считаю, что можно найти ресурсы и увеличить сумму помощи из областного бюджета хотя бы до 150 миллионов гривен в год.

В областном совете еще не было коррупционных скандалов, подобных тому, в который попали председатель облсовета и его заместитель. Я являюсь депутатом не одного созыва и не помню, чтобы когда-то доходило до такого позора.

Когда выбирали четырех заместителей, наша фракция выступила категорически против – мы не принимали участия в голосовании. Все было сделано в политических целях, чтобы удовлетворить аппетиты конкретных политических сил. Надеюсь, что больше такого позора у нас не будет. Суд все-таки вынес решение о незаконности избрания четырех заместителей.

– Однако есть еще время на апелляцию...

– В конце сентября, скорее всего, дело будет рассматриваться в апелляционном суде. Думаю, суд примет справедливое решение, и количество заместителей будет пересмотрено.

Понимаете, в президиуме облсовета нет бедных людей – это очень состоятельные люди. Если Альберт Кононенко – сопредседатель комиссии по предоставлению материальной помощи – не понимает, что можно купить на тысячу гривен в аптеке, то как с ним работать? Как простому человеку лечиться и оплачивать коммуналку на пенсию в размере три-четыре тысячи гривен?

В областном совете этого созыва сразу стали возникать какие-то двоякие ситуации – проблемы, недомолвки, нарекания к составу комиссий, которые были сформированы странным образом, когда в них были включены непрофильные специалисты. Возникали вопросы относительно количества заместителей.

И комиссии, и заместители формировали и выбирались у нас за спиной, в этих «договорняках» наша фракция никакого участия не принимала. За нас решили, в состав каких комиссий мы войдем. Они на своих политических «сходках» поделили комиссии, должности глав комиссий, секретарей комиссий...

– В результате фермеры оказались в комиссии по вопросам культуры. Возможно, эти люди принесли бы гораздо больше пользы именно в той комиссии, которая занимается аграрными вопросами.


– Нашего мнения никто не спрашивал. Все делалось непрозрачно, некрасиво, с помощью «договоряков», и я очень не уважаю людей, которые принимали в этом участие. Все началось с Харьковского горсовета, где все сформировали на «договорняках», и подобная практика перенеслась в облсовет. Очень неприятно, недопустимо, стыдно – это грязь.

– И это не наилучшим образом сказывается на жизни харьковчан и жителей области.

– Конечно.

Продолжаем лоббировать вопрос раннего скрининга


– Вы акцентировали внимание на том, что к вам приходят люди за помощью для лечения. Возможно, потребность в такой помощи возникала бы реже, если бы была налажена система раннего скрининга, о необходимости которого говорили в команде Блока Светличной «Разом!». Однако депутаты идею не поддержали. Вероятно, именно из-за каких-то договоренностей, политических амбиций важный социальный вопрос остается где-то на задворках. Будет ли Блок Светличной и в дальнейшем продвигать вопрос раннего скрининга?

– Безусловно, мы будет его продвигать. Хотя это очень сложно, потому что бестолковая медицинская реформа, которая внедряется в нашей стране, делает невозможным лечение людей в Украине. Сейчас дореформируются больницы, и там творится настоящий хаос. Им там не до людей, они озабочены тем, чтобы заработать деньги – необходимо, чтобы больница получала средства.

Так что будем добиваться справедливости – это наша задача, наша работа. Лидер партии Юлия Александровна Светличная всегда направляла нашу работу на непосредственное общение с людьми, на решение их проблем. И мы будем прикладывать все усилия для этого.

Сейчас Харьковщина оказалась на самом дне всевозможных всеукраинских рейтингов. Хотя когда Юлия Светличная возглавляла область, мы всегда занимали лидирующие места. И материальную помощь, которая предоставлялась при Юлии Александровне, не сравнить с нынешней. И вся помощь проходила именно через комиссию по предоставлению материальной помощь. Юлия Александровна лично направляла людей на лечение, и оно было бесплатным. Многие получили возможность улучшить свое здоровье только благодаря ей.

– При новом областном совете полезная социальная инициатива по раннему скринингу просто захлебнулась. Жителей области лишили возможности распознавать болезнь на ранних сроках, что существенно сократило бы расходы на лечение. А что сегодня происходит в Харьковском областном онкологическом центре? Будет ли построена клиника, строительство которой, собственно, инициировала Юлия Светличная?

– Член нашей фракции – молодой, очень талантливый, очень профессиональный врач и депутат Денис Скорый, который возглавляет онкоцентр, как раз и поднимал вопрос раннего скрининга. Но комментарии, которые прозвучали от коллег по депутатскому корпусу, недостойны звания депутатов – людей, которых выбрали жители Харьковщины и которые хотели бы что-то изменить в лучшую сторону.

То же касается и проблем с театрами. Чего мы только ни наслушались! Но все-таки добились победы – хоть маленькой, но добились. Я думаю, что если правильно себя вести, иметь стержень и за него держаться (а наш стержень – Юлия Александровна, которая всегда с людьми), мы получим результат, несмотря ни на какое шипение нам в спину, ни на какие язвительные комментарии и заявления.

– Ощущаете поддержку людей? Если со стороны коллег по депутатскому корпусу имеют место такие вот неоднозначные комментарии, то все-таки реакция людей, для которых вы работаете, важнее... Она есть?

– Есть! Потому что люди все видят, все понимают, умеют сравнивать. И шаг за шагом мы будем своего добиваться, потому что у нас есть лидер, которым мы гордимся, и у нас есть избиратели, которых мы не хотим подвести.

«Знаю, как люди бедствуют»


– Вы упомянули, что ожидается повышение тарифов. Что уже известно об этом на сегодняшний день?

–  Мне известно то же, что и всем. Я живу в маленьком селе. Газа у нас никогда не было и не будет, мы пользуемся электроэнергией. Повышение ее стоимости больно ударит по семейному бюджету, хотя я и не доедаю последний кусок хлеба, я не бедствую, тем не менее для меня это будет тяжело. Я хожу в те же магазины, что и все люди, и прекрасно знаю, что сколько стоит. Я работаю среди простых людей в сельском хозяйстве, каждый день с ними общаюсь и знаю их беды и проблемы. Поэтому для меня нет ничего удивительного, когда приходит человек и говорит: «Ольга Владимировна, что мне делать? Не за что одеть ребенка в школу». Это не касается людей, которые работают у меня – у них достойные зарплаты, но те, кто сдает нам в аренду паи, частенько обращаются за помощью. И я никогда им не отказываю, потому что знаю, как люди бедствуют.

– Проблема еще и в том, что сокращается количество школ на Харьковщине. Насколько это сказывается на качестве жизни жителей маленьких сел?


– Тут позиция неоднозначная. С одной стороны, при нищенских бюджетах сложно содержать школы, в которых учится мало детей. Их содержание так же затратно, как и содержание больших учебных заведений. Но если бы у нас были отремонтированы сельские дороги, если бы наши школьные автобусы не ломались в каждой яме, в которую они проваливаются... Сначала нужно сделать дороги, а потом уже сокращать школы – смотреть, какую можно закрыть, а какую – не стоит. А пока подвоз детей к учебным заведениям – огромная проблема. Есть дефицит школьных автобусов, они нуждаются в постоянном ремонте, потому что дороги ужасные. И на голом энтузиазме тут ничего не сделаешь.

Полный управленческий кризис


– Эти вопросы неоднократно поднимались перед областной властью и непосредственно перед командой Айны Тимчук, которая недавно была отправлена в отставку. Но областная власть самоустранялась и все сваливала на децентрализацию и на плечи громад. Насколько это правильно? Могут ли громады сами решить подобные вопросы? Действительно ли это проблемы исключительно самих ОТГ?


– Об Айне Тимчук мне абсолютно нечего вспомнить, потому что ее никто не видел. Что она делала, как она делала – никто не знает. Кроме того, что Харьковская область скатилась в яму, о деятельности бывшего руководителя области больше ничего не известно. Как сажала тую – видела, но не более того. И судя по тому, на каком месте оказался наш регион во всеукраинском рейтинге, похоже, что ничего не делалось.

И отношение к реформе по децентрализации у меня двоякое. Действительно, нужно предоставить больше власти на места, скорректировать бюджеты, но... Полностью нарушена вертикаль власти. И повезло тем громадам, которые были созданы окончательно уже после децентрализации, где выбрали умных руководителей. А кому достались не особо адекватные и не особо разумные – вот там трудности. Полномочия, которые сейчас предоставляются главам громад, настолько велики, что очень сложно добиться справедливости, потому что они руководят на свой вкус и разум. И если с главой ОТГ все в порядке – то и в громаде все в порядке. А если руководитель не очень или у него слишком большие аппетиты, чтобы работать на свой карман, а не на общество, то там сложности большие.

У нас сделали семь объединенных районов, главы администраций практически не назначены. Даже если их назначат, непонятно, какие у них полномочия – в законе это не прописано. Ну будет глава администрации – и что? Какие у него права и обязанности? Нам обещали, что заработает система префектов и у префекта будут полномочия контролировать работу городских голов, глав ОТГ... Но этого нет.

У нас есть райсоветы, там избраны депутаты. Они вроде бы есть, а финансирования нет. Так какие полномочия у районного совета? Если он есть, он же должен иметь какие-то права для того, чтобы улучшать ситуацию в объединенных районах. А чем они занимаются? Непонятно чем. Люди избрали депутатов, они собираются на сессии, что-то решают – а полномочий нет. И финансирования нет, никакого. Существовали какие-то остатки бюджетов громад, которые передавались в райсоветы, но что дальше? Полный управленческий кризис! Безвластие! Громада полностью отдана главе ОТГ, который что хочет, то и делает.