Не прошел ТО – заплати штраф до 17 тысяч гривен. Уже в следующем году в Украине вернут прохождение обязательного техосмотра для автомобилей. Кого он касается, что будут проверять и как намерены бороться с коррупционной составляющей?

Сейчас техосмотр для частных автомобилей является необязательным, его отменили в 2011 году. Периодический осмотр на техническую исправность проходят только коммерческие транспортные средства – такие, как автобусы, грузовики и такси. Как заявили в Министерстве инфраструктуры, наша страна обязалась вернуть техосмотр для всех автовладельцев в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии.

Таким образом, с 2022 года в Украине будет введено периодическое тестирование на пригодность всех транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Не будут проходить техосмотр только новые автомобили. Кроме того, обязательный технический контроль, независимо от даты его последнего проведения, осуществляется, если авто переоформляют на нового владельца – на это дается десятидневный срок от даты проведения перерегистрации ТС.

В министерстве отмечают, что процесс прохождения техосмотра будет занимать около часа:

– для прицепов – 35-40 минут;
– для легковых автомобилей – до 45 минут;
– для грузовиков – до 65 минут;
– для автобусов – 50-65 минут.

Как сейчас?


По словам руководителя адвокатского бюро Дарьи Панфиловой, во всех странах технический осмотр – обязательная процедура. Проводить его могут как государственные, так и частные специально аккредитованные компании, которые контролируются государством.

– Причем в Литве или Швеции, например, помимо техосмотра проводится еще и ремонт. Приезжает собственник на автомобиле, проходит периодический технический осмотр. Например, в Литве это делается через три года после выпуска авто и потом каждые два года. Если выявили какие-то неисправности, поясняют, сколько в этой компании будет стоить ремонт. Можно обратиться и в другие компании, созданные государством. Собственник сам определяется, где ему ремонтировать свою машину. Но он уже не имеет права передвигаться на этом автомобиле, потому что ему выдается определенный акт осмотра, который свидетельствует, что машина не отвечает техническим требованиям и нуждается в срочном ремонте, – рассказывает адвокат.

В Украине на данный момент действуют аналогичные требования в отношении определенных видов транспортных средств.

– Это автомобили вместительностью до восьми человек, это маршрутные транспортные средства, это грузовики. Такие транспортные средства постоянно проходят техосмотр, – уточняет Дарья Панфилова. – Причем в действующем законодательстве Украины закреплена норма: если вы используете свой автомобиль для получения прибыли, то обязаны проводить его технический осмотр. Когда оштрафовали за отсутствие ТО машину, принадлежащую юридическому лицу, которая использовалось для служебных потребностей, но не непосредственно для получения дохода, то Верховный суд в 2019 году поставил точку: если автомобиль не используется для получения прибыли, штрафовать владельца за отсутствие техосмотра нельзя.

Что предлагают?


По словам адвоката, в соответствии с проектом постановления Кабмина от 14 июля 2021 года, которое опубликовано на сайте МВД (это именно проект, там есть некоторые неточности, он еще дорабатывактся), для всех транспортных средств будет обязательным технический осмотр.

– Периодичность предлагается следующая: через четыре года после выпуска транспортного средства; а потом каждые два года – для частных автомобилей и ежегодно – для автомобилей, которые используются для получения прибыли, в частности, такси, – уточняет Дарья Панфилова.  

Что касается стоимости, то сейчас речь не идет о каком-то централизованном регулировании тарифов.

– В первую очередь расширяется круг субъектов, расширяется порядок получения разрешений на проведение таких осмотров. То есть проведение техосмотров уже не будет компетенцией исключительно органов внутренних дел. При наличии соответствующей лицензии проводить техосмотры смогут частные предприятия, юрлица. Процедура фиксации результатов осмотра детально расписана в новом законопроекте, – продолжает адвокат.

Что и как будут проверять?


Чтобы не было фиктивных ТО, предлагается ввести видеофиксацию процесса проверки автомобиля.

– До этого было исключительно фотографирование автомобиля, теперь же обязанностью лица, которое проводит техосмотр, будет полная видеофиксация процесса, – говорит Дарья Панфилова.

Существует перечень обязательных элементов, которые подлежат техническому осмотру во время его проведения. Это, в частности системы рулевого управления и тормоза; внешних световых приборов; пневматических шин и колес; светопропускание стекол (нет ли дополнительной тонировки); наличие газобаллонного оборудования (ГБО). Теперь еще предлагают добавить проверку выхлопа мотора, а также фиксацию и проверку соответствия нормам номерного знака, его читаемость (видимо, для камер фото- видеофиксации) и правильность крепления.
 
– И вот вся эта процедура обязана быть зафиксирована на видео, – продолжает эксперт. – Причем к фотофиксации тоже выдвигаются определенные требования. В частности, должна автоматически вноситься дата, свидетельствующая о том, когда составлен акт или сертификат.

Также предлагается утвердить самоклеящуюся метку радиочастотной идентификации – электронный аналог талона техосмотра, который будет размещаться с правой верхней стороны лобового стекла автомобиля.

– Помимо наклейки с соответствующими защитными элементами, по которой можно проверить наличие техосмотра, будет еще электронный документ, который заносится в реестр. Помимо номерного знака авто и его VIN-кода туда будут вноситься показания одометра (устройства для измерения расстояния, которое преодолело авто), а также детали ТО: кто проверял, какие элементы проверены и т.д. В той же базе будут и данные о переоборудовании авто, например, на ГБО. И если ГБО не зарегистрировано, то это может считаться серьезным несоответствием ОТК  (таковы предложения МВД). Копия электронного документа будет выдаваться собственнику авто, – говорит Дарья Панфилова. – То есть электронный протокол проверки, несмотря на всеобщую цифровизацию, предлагается все-таки распечатывать на бланке установленного образца.

Что остается под вопросом?


При этом руководитель адвокатского бюро отмечает, что под вопросом остается процедура оспаривания несоответствия технического осмотра.

 – Четко не урегулировано, как это будет происходить, какие могут быть основания для обжалования, какие доказательства можно считать надлежащими или ненадлежащими, – говорит Дарья Панфилова.

Кроме того, в законопроекте остается неопределенным вопрос относительно авто, которые ввезены из-за границы.

– С Евросоюзом все понятно, но в США нет общей концепции. Каждый штат регулирует прохождение техосмотра и требования к нему по-своему. Есть штаты, где это контролируется очень сурово, там очень серьезная процедура прохождения. Но не везде поддерживается такой подход, поэтому есть определенный риск, – отмечает адвокат. – Если, допустим, приобретено авто после аварии, которое на территории США не проходило техосмотр, но при этом надлежащим образом пересекло границу, находится на территории Украины на законных основаниях, все оформлено надлежащим образом – будет ли прямое требование для периодического ТО такой машины, остается вопросом. Как по мне, здесь есть определенный риск, потому что если автомобиль уже побывал в ДТП, то где он проходил капитальный ремонт, переоборудование, мы не можем знать, а значит, каково его техническое состояние, тоже непонятно.

Дарья Панфилова считает, что возвращать обязательный техосмотр необходимо, поскольку огромное количество автомобилей, которые сейчас приезжают в Украину из-за границы, не отвечают техническим требованиям.

– Как из Евросоюза, так и из США – где-то их переделывают, доделывают, ремонтируют. Поэтому ТО – необходим, – говорит она.

Кому грозит наказание?


Также законопроектом предлагается изменение суммы штрафов.

Человеку, который не прошел техосмотр вовремя, придется заплатить 3,4 тысячи гривен – в первый раз, если повторно – более 17 тысяч гривен, – уточняет Дарья Панфилова.

А вот будет ли нести ответственность орган, который осуществлял техосмотр, если из-за неисправности автомобиля произойдет ДТП?

– Сейчас предусмотрена ответственность за ненадлежащее проведение техосмотра, нарушение определенных процедур. Это делается для того, чтобы минимизироваровать коррупционную составляющую в рамках получения сертификатов о прохождении ТО. Но мы не может утверждать, что у нас будет возможность с юридической точки зрения доказать вину именно того специалиста, который проводил технический осмотр, – говорит Дарья Панфилова. – Экспертиза может доказать, что на дату проведения техосмотра машина уже была неисправной, и специалист, который проводил осмотр, должен был это установить; что неисправности были какими-то припрятанными, скрытыми и не входили в план проверки. То есть нужно большое количество факторов, чтобы мы могли с юридической точки зрения доказать, что небрежность того или иного эксперта во время технического осмотра привела к определенному дорожно-транспортному происшествию. Гипотетически это возможно, но сложно.


Как избежать очередей?


Государству необходимо определиться с механизмом проведения технического осмотра.

– В первую очередь – избежать очередей. А очереди обещают быть огромными, поскольку по статистическим данным, в каждой второй семье сегодня есть хотя бы один автомобиль. И это может быть огромной проблемой, если автомобилисты каждые два года будут выстраиваться в длинную очередь, придется записываться за два года. Это как-то нужно модернизировать и в то же время минимизировать коррупционные составляющие. Как по мне, это очень сложно, но, судя по международному опыту, возможно, – говорит эксперт.

Как раз с этой целью планируется увеличить количество дилеров, специалистов, юридических лиц, которые будут предоставлять данные услуги, и усилить контроль за ними – за их компетенциями и специализированным оборудованием для проведения ТО.

– Кстати, автодилеры, имея свой профессиональный сервисный центр для определенного вида машин, специализированное оборудование, необходимые запчасти, тоже могут проводить ТО при наличии полного пакета документов и внесения в реестр, – уточняет Дарья Панфилова. – Это масштабная новация, которая нуждается как в бюджетном  финансировании, так и в усилении условий контроля за тем механизмом, который сейчас только предлагают, но детально еще не выписали.


Техосмотр для частных авто возвращать не планируют?


Между тем первый заместитель начальника Главного сервисного центра МВД Украины Юрий Смольянинов сообщил, что изменения в порядок проведения техосмотра транспортных средств, которые готовятся в Украине, не касаются частных автомобилей.
Он подчеркнул, что перечень транспортных средств, подлежащих проверке, расширяться не будет.

– В списке транспортных средств, подлежащих ОТК, остаются грузовые автомобили и средства грузоподъемностью более 3,5 тонны, транспортные средства, принадлежащие юрлицам, автобусы и микроавтобусы для перевозки пассажиров. Они всегда проходили техконтроль. Так будет и в дальнейшем. Осуществляют контроль частные учреждения – так называемые субъекты ОТК. Это лаборатории, аккредитованные Министерством инфраструктуры. Сегодня в Украине их 820. За прошлый год они провели 799 тысяч проверок и выявили 1600 нарушений. Факт нарушения не означает, что автомобиль не может ездить, а говорит лишь о том, что он должен повторно приехать на осмотр и подтвердить техническую исправность, – отметил Юрий Смольянинов.

По его словам, изменения нужны для разрешения конфликтных ситуаций.

– При выявлении нарушений между контролирующей организацией и владельцами транспортных средств иногда возникают недоразумения. Изменения в постановление Кабинета министров вводят процесс видеофиксации проверки. Видеофайл хранится у субъекта, проведшего ОТК. Но в случае возникновения конфликта файл можно передать в Главный сервисный центр, Нацполицию или еще куда-то для подтверждения того, что техконтроль соответствовал регламенту. Вот и все. Больше ничего не меняется. Мы просто хотим дать право субъектам ОТК фиксировать процесс проверки с помощью видеокамеры и потом использовать видеозапись, которая будет иметь юридическую силу, для разрешения спорных ситуаций, – подчеркнул чиновник.