Если все четвероклассники, ставшие в этом году участниками реформы НУШ, получили новые учебники, то многие восьмиклассникам, для которых тоже издали новинки, учебной литературой не обеспечены до сих пор. Как сломать эту негативную тенденцию, которая сложилась за последние пять лет? И как не допустить ляпов, превращающих современные украинские учебники в посмешище, узнавал «Вечерний Харьков».

1 сентября детвора вернулась за парты, однако система образования оказалась к этому не совсем готова – школы столкнулись с массовой нехваткой учебников. В частности, доставка в регионы учебников для восьмых классов на середину августа была выполнена лишь на 12% от плана.

– В этом году происходит издание учебников для четвертых и восьмых классов. И если для НУШ до четвертого класса все учебники напечатаны, то в восьмых классах сейчас ожидают издания около 2,5 млн учеников, – сообщил исполнительный директор Общественного союза «Национальная образовательная ассоциация» Дмитрий Гамаш.

Если учебников нет, значит, что-то с реформой не так


По словам Дмитрия Гамаша, учебники еще не напечатаны по очень прозаичной причине – в бюджете не заложено достаточно денег на их издание.

– Эта ситуация тянется уже не первый год – недостаточное количество средств не позволяет напечатать необходимое количество учебников, что ограничивает образовательные права как самих учеников, так и педработников, которые не обеспечены необходимым количеством обучающих средств в начале учебного года. Эту с проблему мы фиксируем ежегодно начиная с 2015 года, – отмечает Дмитрий Гамаш.

Чтобы решить проблему, эксперт предлагает очень оперативно рассчитывать контингент учеников, которые будут нуждаться в обновлении литературы в следующем году, наперед просматривать со всеми соответствующими министерствами смету затрат, необходимую на создание, издание и обеспечение учебниками школ. И видеть этот процесс как один из первостепенных.

– Как бы красиво она ни была расписана на баннерах образовательная реформа – это то, что получают в руки для обучения ученики и педагоги. И если учебников вовремя нет – складывается и усугубляется впечатление, что что-то идет не так. Если государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками школьников и учителей и не выполняет этой задачи, очевидно, это вопрос, во-первых, к исполнительной дисциплине. А вообще – к политике в сфере образования, – подчеркивает эксперт.

Хотелось бы определенности


По мнению генерального директора одного из харьковских издательств Виктора Круглова, ситуация с традиционной нехваткой учебников к началу учебного возникает потому, что власть имущие в нашей стране вспоминают о них, лишь когда приходит 1 сентября.

– Как зима у нас всегда приходит неожиданно – так и 1 сентября, – иронизирует он. – Депутаты только в сентябре соберутся и будут решать, выделять ли средства на допечатку учебников для восьмого класса.

Чтобы учебники появились в срок, нужно все-навсего вовремя запланировать средства, считает издатель.

– Я очень надеюсь, что депутаты примут решение о допечатке учебников для восьмого класса. Но нужно уже думать на год, два, на три вперед. Сейчас идет пилотирование учебников для пятого класса, но уже необходимо думать и о седьмых, и о девятых классах. Менять нужно и программу, и инфраструктуру, поскольку ожидается очень много изменений. И хотелось бы определенности, – говорит Виктор Круглов.

Качество учебников – вопрос национальной безопасности


Еще одна проблема – откровенные ляпы, опечатки, искажение фактов, некорректные высказывания, двусмысленности, странные, непонятные и абсурдные задания, которыми нередко удивляют современные украинские учебники.

Например, нашумевшее лечение онкологических заболеваний... содой, упомянутое в учебниках за девятый класс. Она создает в организме щелочную среду, что якобы, препятствует размножению раковых клеток, а посему для профилактики и лечения опасного заболевания авторы учебного пособия рекомендуют пить содовый раствор. А вот составители учебника «Я исследую мир» для третьеклассников решили поинтересоваться: стоит ли в горах греться глинтвейном, как это иногда делают взрослые? В учебнике по предмету «Я исследую мир» за второй класс ученикам предлагают краткий перечень известных украинцев, где наряду с поэтами Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой оказались современный эстрадные исполнители Дима Монатик и Надя Дорофеева. Задача заключается в том, чтобы дети рассказали, что знают об этих личностях... Можно, конечно воспринимать такие рекомендации и задания как шутки, если бы это не были реальные учебники, по которым учатся дети.

– Беда в том, что еще раз власть вспоминает об учебниках, когда в сети появляются сообщения о каких-то ошибках, неточностях, несуразностях, – говорит Виктор Круглов. – Чтобы они были более качественные, во-первых необходима пробация. Если новые учебники сразу же издавать массовым тиражом, безусловно, могут быть какие-то недостатки. Можете себе представить, что авиакомпания, построив огромный «Боинг», сразу же запускает его в серийное производство, без тестирования. Понятно, что еще несколько лет нужно дорабатывать самолет, проверять в разных режимах, учить пилотов, писать программное обеспечение. А инструмент для образования не менее важен, потому что это будущее наших детей. Насколько они будут образованны, насколько научатся критически мыслить, воспринимать новый материал – настолько им это поможет в жизни. Это вопрос национальной безопасности Украины...