В Харькове открывается выставка современного театрального 3D-плаката «Шляхи рівняйте духові Його», посвященная юбилею Леси Украинки. Авторы выставки – студенты харьковских вузов. Близка ли современной молодежи Леся Украинка, которая за 150 лет стала неподъемно гранитной и недосягаемо монументальной? Удалось ли студентам понять знаковую для Украины писательницу?

Леся Украинка: кто она?


Выставка современного театрального 3D-плаката проходит в рамках проекта «Шляхи рівняйте духові Його. Леся Украинка: погляд зі сходу». Как сообщил руководитель проекта, актер, директор программ театра «P.S.» Кирилл Лукаш, экспозиция будет размещена на двух площадках – в фойе Харьковского академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко и театра «P.S.». Открытие выставки состоится 17 сентября в 15.00 в театре имени Шевченко.

– То, что проект начинается именно с выставочной части, наверное, неслучайно, поскольку зрячий человек воспринимает мир в первую очередь через визуальные образы, – отмечает куратор выставки современного театрального 3D-плакат преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств Надежда Величко. — В первую очередь перед нами стояла задача визуального переосмысления наследия Леси Украинки и его осовременивания. Дело в том, что классиков, фундаторов украинской культуры часто воспринимают как памятник – как застывшую гранитную фигуру, как нечто большое и тяжелое. На самом деле такое восприятие отпугивает молодежь еще в школе. Поэтому мы хотели привлечь к выставке студентов, чтобы они попробовали посмотреть на Лесю Украинку под новым углом и помогли увидеть другим. Мне хотелось, чтобы студенты сказали в своих плакатах то, что думают, чтобы они подошли к работам эмоционально и сделали то, что им интересно.

Авторами выставки стали студенты III-го курса академии дизайна и искусств, к ним присоединились будущие художники и дизайнеры Лозовского высшего колледжа искусств. Часть работ презентует классические графические каллиграфические распечатанные плакаты с именем Леси Украинки, цитатами из ее произведений и писем, с ее портретами. Кроме того, эта часть включает плакаты и в более смелой графической стилистике и современной трактовке.

Современные плакаты вышли за рамки классики


Часть экспозиции не вписывается в традиционное видение плаката по многим параметрам. К этому креативу организаторов привела многогранная суть театра.

– Обычно плакат на бумаге – плоский, между тем театральное искусство таким не является – говорит Надежда Величко. – Театр – это многослойность, он всегда работает в объеме. На самом деле мы сами придумали это название – 3D-плакаты. Возможно, где-то в мире и делали такие плакаты, но для нас, для меня лично, и, похоже, для Украины это новый опыт. Работа начиналась как плакат, но здесь будут инсталляции. Часть работ достаточно предметная. Например, студенты колледжа искусств больше иллюстрируют сцены из произведений Леси Украинки, многие ребята проиллюстрировали драму-феерию «Лісову пісню». Но это неклассическое видение плакатов: их работы представляют собой трехмерные конструкции с подсветкой. Мы называем их плакатами, хотя это фактически инсталляции, что-то близкое к скульптуре, присутствуют элементы взаимодействия с ними – то, что вероятно, уже уходит в перформанс.

Леся – это борьба, свобода, женственность


На выставке будут экспонироваться и ассоциативные студенческие работы. Здесь представлен тоже широкий спектр работ: от объемных иллюстраций к произведениям Леси Украинки до ассоциативных абстрактных композиций, которые в принципе не имеют, как плакат, никаких рамок говорит куратор выставки. Они так или иначе парят в пространстве, причем с частью из них можно взаимодействовать. Абстрактные трехмерные конструкции в той или иной степени иллюстрируют общие понятия: Леся – это борьба, Леся – это свобода, Леся – это женственность.

– Подходы и работы студентов очень разные, и я, как куратор ужаснулась, предвкушая, как мы будем все это компоновать, – признается Надежда Викторовна. – Но такой на самом деле и была цель выставки: я старалась не ограничивать студентов ни в творчестве, ни средствах. Благо, финансирование Украинского культурного фонда дало возможность использовать очень современные материалы. Например, студенты используют светодиоды, разные пластики, из которых создают нужный объем. Эти работы выходят за рамки плаката: в результате получается визуальное современное искусство.

Были ли в студенческих работах неожиданности для самого куратора?

– Студенческие работы – это всегда неожиданности. Они всегда интересно мыслят, есть подходы, которые сам бы не придумал. В этой выставке интереснее всего разноплановость работ. У студентов была такая возможность, и они радостно ею воспользовались, – замечает Надежда Викторовна.

Чтобы зритель почувствовал то, что испытывала Леся


Корреспондент «Вечернего Харькова» пообщался с юными художниками на завершающем этапе создания выставочных работ.

– Такие проекты, тем более с созданием инсталляций, всегда хороши для студентов. Инсталляции не всегда получается сделать, так как для установки нужно место, а данный проект предоставляет такую возможность, – делится студентка академии дизайна и искусств Анастасия Прудникова. – Но современный мир требует чего-то нового, взаимодействия с объектом искусства. Инсталляция – это ближе к ХХI веку, более современное, необычное, к чему люди еще не привыкли.

Анастасия работала над инсталляцией с командой студентов. Изначально ребята не планировали втроем делать одну работу, но они учатся в одной группе и так получилось, во время обсуждения инсталляции для проекта втроем вышли на одно интересное решение.

– Один подбросил идею, другой ее раскрутил, третий добавил, и поскольку мы вместе придумали работу, решили вместе и создать ее, – делится Анастасия. – Наша инсталляция проводит через телесные действия, через то, что чувствовала Леся Украинка, создавая свои произведения. Благодаря этим ощущениям Леся открывается совсем с другой стороны. Эта хрупкая женщина – источник мудрости, вдохновения и несокрушимой силы духа. Чтобы глубже посмотреть на жизнь героини, мы собрали ее автобиографические стихи. Название нашей инсталляции – «Чтобы понять, нужно почувствовать». На фанерной тумбе с цитатами из Леси Украинки мы решили установить старую пишущую машинку. На клавиши машинки хотим приклеить маленькие гвоздики. Зритель выставки сможет взаимодействовать с машинкой – подойти и на ней печатать. Из машинки будет выходить лист с уже напечатанными стихами Леси Украинки. Зрителю, который решится поработать на машинке, нужно будет нажимать на клавиши, и он ощутит небольшое покалывание. Мы хотим показать, через что была вынуждена проходить Леся Украинка, создавая свои произведения. У нее был туберкулез костей, и работа давалась ей тяжело. Мы прочитали о том, что происходит с человеком, которого поражает такая болезнь: при малейшем прикосновении к руке или малейшем сжатии пальцев он ощущает боль. Мы хотели, чтобы зритель выставки почувствовал хотя бы малую часть того, что испытывала Леся, когда писала свои произведения.

Как выяснилось, к главному предмету инсталляции студенты шли непростыми путями. Печатный антиквариат обитал в другом городе – у родителей одной из участниц команды.

– Нам должны выслать машинку из другого города. Мы ждем ее и очень надеемся, что устройство доставят в целости и в рабочем состоянии, – рассказывает накануне выставки Анастасия.

В сильной Лесе увидела свою маму


– Я решила участвовать в проекте потому, что мне очень понравились инициативы, которые нам предложили, – говорит студентка академии дизайна и искусств Александра Литвинова. – Я увлеклась творчеством Леси Украинки, когда мы проходили ее произведения по школьной программе. Большую роль сыграла в этом моя учительница по украинской литературе. Она очень увлекательно рассказывала о Лесе Украинке, сумела заинтересовать нас ее произведениями. Я поняла, что Леся в украинской культуре – очень интересная личность. Кроме того, с ее биографией перекликалось и личное – семейная история. Леся Украинка – очень сильная женщина, и в ее образе я увидела свою маму. Моя мама – самая сильная женщина, которую я когда-либо встречала. Меня очень зацепило это сходство, и я еще в школе решила копнуть биографию Леси Украинки глубже. Кроме этого, я всегда хотела сделать что-то в инсталляции, попробовать себя в роли скульптора-дизайнера. Поэтому когда появилась возможность участвовать в проекте, я сразу за нее ухватилась.

Для инсталляции Александра использовала стихотворение «Contra spem spero», которое заинтересовало девушку еще в школе. На плакате молодого дизайнера – строки из этого стихотворения:

Я на вбогім сумнім перелозі
Буду сіять барвисті квітки,
Буду сіять квітки на морозі,
Буду лить на них сльози гіркі.

– Кроме того, я изображаю образ Леси Украинки, а, возможно, и эфемерный образ другой девушки. На плакате лицо, из глаз текут слезы в виде цветов. На лице вместо слез прорастают цветы, – описывает работу Александра Литвинова. – Я не думаю, что сильный человек не должен плакать. Наоборот, чтобы плакать, не стесняться выражать свои эмоции и говорить об этом на большую аудиторию – в этом и есть для меня сила Леси Украинки.

– Это очень творческая выставка и чрезвычайно интересный для нас опыт, – говорит куратор выставки Надежда Величко. – Я надеюсь, что мы сможем обратить внимание и осовременить взгляд на личность Леси Украинки, что выставка будет интересна всем – и широкому кругу гостей, и современному театральному зрителю, который больше готов к современному искусству.

Выставка «Шляхи рівняйте духові Його» завершит работу 17 октября. Не исключено, что после ее закрытия студенческие работы будут презентованы и на других площадках. По словам Надежды Величко, сейчас об этом ведутся переговоры.