Пятница, 11 января: для вкладчиков бывшего Сбербанка СССР наступил час «Х».

Тысячи людей бросились в филиалы «Ощадбанка», чтобы получить обещанные правительством выплаты по своим вкладам в размере до одной тысячи гривен.

Хотели как лучше, а получилось как всегда 

Эта крылатая фраза первого президента Украины Леонида Кравчука сразу приходит на ум при виде огромных очередей в филиалах «Ощадбанков». 

Утро. 10.30. Около Харьковского областного управления (ХОУ) ОАО «Державний ощадний банк України» на площади Конституции, 22 необычно оживленно. Информации — никакой, только слухи. Толпа людей стоит на морозе намертво — ни шагу назад! Только вперед — в тепло и в недра зала с заветными окошками. С улицы пускают «порциями». Корреспондент «Вечернего Харькова», размахивая удостоверением и вспоминая цитаты Закона о СМИ, с боем прорывается через кордон мускулистых дядечек. 



За входными дверями главного в области офиса «Ощадбанка» — тишь да благодать. Очереди есть, но такие, как обычно. Тишина. Информации — снова ноль. 

Администратор на месте отсутствует. Начальство на втором и третьем этажах — тоже. Кто-то из сотрудников говорит, что все на совещании. Удалось также услышать, как сотрудники банка обсуждали, что готовится письмо в УВД «для обеспечения порядка» на улице. Это и вся информация. 



Но ведь накануне, девятого января, заместитель начальника Харьковского областного управления «Ощадбанка» Владимир Замков обратился ко всем вкладчикам Сбербанка CCCР с просьбой предоставить документы, чтобы избежать возможных неточностей в обновляемом реестре вкладчиков в Харьковской области. Создание реестра (официально началось восьмого января), как объяснил Замков, должно было ускорить процесс возвращения вкладов, внесенных до второго января 1992 года. Правда, уточнил: когда начнутся выплаты денег, неизвестно. 



Министр финансов Украины Виктор Пинзенык был конкретнее и пообещал, что выплаты гражданам — вкладчикам Сбербанка СССР — планируется осуществлять через три дня с даты внесения в «Реестр вкладчиков сбережений граждан» путем зачисления денег на текущий или депозитный счет. И подчеркнул, что главное для граждан — попасть в этот реестр. Для этого вкладчикам нужно явиться в отделение банка, где был открыт счет, и принести три документа: компенсационную книжку вкладчика, оригиналы и ксерокопии паспорта и идентификационного кода. Особо подчеркивалось: процесс формирования реестра не ограничен во времени! 

Положение «на местах» 
«Пробиться» в реестр вкладчиков можно в многочисленных филиалах «Ощадбанка». Таковых в городе примерно девяносто. Много это или мало для полуторамиллионного мегаполиса? 

Заглянула в наугад выбранный филиал — на Пушкинской, 30. Главный специалист филиала № 250 Киевского района Ирина Николаевская рассказала, что посетителей у них (это небольшой зал в старом доме) очень много — по 50-60 человек. В данный момент — 11 января — проводится только оформление заявлений. 

Сотрудники филиала № 250 объясняют людям, что выплата денег будет проводиться обязательно, но только по понедельникам, вторникам и средам. Заявления вкладчиков будут оформяться по четвергам, пятницам и субботам. Это правило для всего города. В филиале будут раздавать посетителям приглашения, чтобы люди могли подойти и переоформить свои документы в назначенное время без очереди. 

— Вкладчиков ждут сюрпризы, — предупреждает Ирина Анатольевна — К примеру, наследники в этом году не получат выплаты. 

— А хватит ли денег всем вкладчикам? 

— Ну, на этот вопрос вам Кабинет министров может ответить, а не я, — отвечает собеседница. 

По опыту первых «горячих» дней Ирина Николаевская советует детям престарелых родителей приходить вместе с ними и помогать в оформлении документов. 

Глас народа
Народ стоял на морозе, хотя холл областного управления «Ощадбанка» мог вместить хотя бы часть людей пожилого возраста и инвалидов. Не мешало бы и стульчики пенсионерам поставить. 

Можно было бы вывесить объявление о порядке оформления: сначала вкладчик получает талончик на определенный день и час, попадает в реестр, а только потом получает деньги. Пока эту информацию разносит «сарафанное радио». Кстати, талончиков — бумажек с пятикопеечную монету — тоже не хватало. Приходилось ждать целый час, чтобы их напечатали. Раздача — опять-таки на улице, на морозе.
Вот что говорят те, кто пришел вчера за выплатами вкладов. 

Константин Семенович Диброва: «Это необдуманное решение правительства, неподготовленное. Почему не составили график? Если бы я был премьер-министром, я бы поступил по-другому. Зачем советуют не забирать деньги, а опять положить их на книжку? Я ж не идиот — их съест инфляция! Вот получил талончик аж на 15-е число. А 15-го числа мне скажут прийти 20-го. Приду 20-го — будет такая же толпа. А 25-го скажут «денег нет». Непродуманная система приводит к тому, что в этой мутной воде появляются темные личности, которые за определенную плату продают талоны. Думаю, здесь больше политики, чем заботы о народе. Юлией Тимошенко двигала только мысль о том, чтобы дать Ющенко козырь на выборах. Старшему поколению деньги нужны сейчас, а не потом. Они нас уже раз обманули, когда советские деньги стали ничем. Еще при Кравчуке: 1,05 — это был издевательский коэффициент». 


Капитолина Анатольевна Гонтар, пенсионерка: «Я пришла в сберкассу восьмого числа. Мне дали корешок на 11 число, чтобы прийти получить деньги. Я позвонила в центральную кассу, мне сказали, что деньги есть, мол, приходите. Но я до сих пор стою на улице — не могу ничего получить. Меня не пропускают в здание — говорят, что денег нет. Я была здесь в 2007 году и получила
50 гривен. 



Антонина Михайловна Клименко, инвалид 1 группы: 
«Я благодарю Юлию — хоть тысячу гривен выделила. Я уважаю всех, ни на кого не обижаюсь. У меня несколько сберкнижек, сказали — только на одну книжку будут давать. Хочется меньше стоять — я инвалид 1-й группы, мне уже дали талончик. Да, курс 1,05, но это хоть что-то, какая-то помощь».
Полезные телефоны

С 8 января начала работу «горячая телефонная линия» для информационной поддержки вкладчиков «Ощадбанка» бывшего СССР. Теперь получить консультации по вопросам компенсационных выплат можно по телефонам 8-800-501-34-10 (все звонки на территории Украины бесплатные) и (044) 278-02-57. Линия работает в рабочие дни с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00 и в пятницу с 9.00 до 16.45. 

В Харькове телефон регионального управления «Ощадбанка» — 8 (0572) 775-81-13

По проблемам качества обслуживания в учреждениях банка и для оперативного решения других вопросов вкладчики могут обращаться непосредственно к председателю правления «Ощадбанка» Анатолию Ивановичу Гулею — по тел. 8 (044) 289-22-32 в рабочие дни с 8 до 10 утра.

Фото Ларисы Холманской, Михаила Кучнева, Сергея Кочетова