Качество общественного транспорта в Украине оставляет желать лучшего. Особенно в маленьких городах и селах, которые не имеют бюджетов на закупку новых автобусов и полномочий на разработку удобных маршрутов. В сентябре парламент принял изменения в закон о транспорте. Кто теперь будет отвечать за пассажирские перевозки в громадах и какие существуют риски?

Семь лет назад в Украине стартовала реформа децентрализации. Она заставила объединяться города и села в громады, дала больше полномочий на местах, но вместе с тем принесла немало транспортных проблем. Дело в том, что громады объединили, но часть полномочий осталась в районах, в частности по организации пассажирских перевозок, пишет Центр общественного мониторинга и контроля.

Чтобы дать громадам больше полномочий в сфере пассажирских перевозок, в сентябре этого года Верховная Рада приняла изменения в закон о транспорте. Парламент передал полномочия по организации пассажирских перевозок между городами, которые ранее осуществляли районные администрации, громадам. Теперь ОТГ могут выступать заказчиками как городских, так и пригородных маршрутов в своих пределах. Согласно закону громады могут увеличивать частоту рейсов, заменять автобусы на новые, организовывать перевозки детей в школу.

За маршруты, которые проходят по территории нескольких громад в одной области, будут отвечать областные администрации.

– До сих пор, фактически год, деятельность громад в сфере перевозок  не регулировалась ни одним законом, – отмечает глава ОО «За качественный транспорт» Святослав Товстыга. – Органам местного самоуправления предоставили функции заказчика перевозок на пригородных и междугородных маршрутах. До этого органы местного самоуправления могли быть организаторами перевозок только на городских автобусных маршрутах, которые не выходят за пределы административной единицы, – отмечает глава ОО «За качественный транспорт» Святослав Товстыга.

Тем не менее, эксперты обращают внимание на потенциальные риски закона. Согласно документу, нынешние договоры об организации перевозок, заключенные до вступления закона в силу, продолжат действовать и разорвать их до завершения срока не получится. Это означает, что маршруты, которые курсировали до сих пор и были сформированы районными администрациями, будут дальше работать.

Такая ситуация может обернуться не только дублированием маршрутов, но и целой войной за пассажиров. Ведь рынок перевозок – это большие деньги, часто его контролируют опасные группировки. Яркий пример – стрельба в Броварах в прошлом году из-за распределения пассажиропотока. Везде ли получится решить вопрос мирно, покажет время.

Сейчас закон направлен на подпись Президенту, он вступит в силу на следующий день после опубликования.